Найти тему
#мспживи

Про систему быстрых платежей для бизнеса

Несмотря на то, что не отличаюсь дипломатичностью в оценках действий государства, направленных на поддержку и развитие МСП, по приглашению Александра Любосердова сегодня приняла участие в рабочей встрече руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (ну и название, жесть) Центрального банка страны с общественными уполномоченными. Ужас, надеюсь, я в названиях не напутала ничего ?!? 

Так вот одним из вопросов повестки дня была презентация Системы Быстрых Платежей для бизнеса (СБП). 

Картинки были красивыми, графики , в отличие от ВВП и роста прибыли и занятых в МСП, смотрели стрелочками вверх, перевыполнение KPI налицо, а ещё Президент пообещал поддержку в виде компенсации малому бизнесу комиссии за использование СБП. 

Всё красиво. 

Только я чуть подпортила картину и радужные перспективы своей статистикой. 

Чтобы не краснеть и не бледнеть, в ночь перед встречей я провела опрос предпринимателей на своей бизнес-странице. Охват в почти 150 тысяч человек позволил собрать интересующую меня информацию и вот какая ложка дёгтя в этот бочонок с мёдом получилась: 

1. К СБП не подключен Сбер. Поэтому если у меня карта этого банка, то оплатить в точке продаж товар /услугу не смогу. И ждать надо до 1 октября, когда истекает срок обязательного присоединения к системе. 

2. Сбер тянет с подключением, т.к. он лидер в эквайринге, а там комиссия на порядок выше чем у СБП. И зачем ему этот СБП, если ему и так хорошо? 

3. Точке продаж нужна онлайн-касса. Поэтому мотивация бизнеса сомнительна. Вот фискализация этого процесса точно принесла бы плюсы в карму создателей и продвигателей этой системы. 

4. Сложностей в подключении нет у точки продаж, однако конечному потребителю надо не 2 кнопки нажать на смартфоне, а включить телефон, войти в приложение, сделать фото QR-кода. Я точно это делать не буду, если у меня на руках ребенок, 2 пакета с продуктами и в магазине душно. А ещё есть лимиты. У каждого банка свои. Поэтому машину не купить. Тур , завязанный на курсе валют, тоже вряд ли. 

5. Скорость зачисления денег интересна разве что тем, кто работает в валютой . Например, турорператорам. Остальным предпринимателям интереснее для целей сверки получать данные и суммы на счет раз в день или раз в неделю или с какой-то другой периодичностью , но не в режиме круглосуточном. При прочих равных это может не иметь никакой особой роли.

6. Оплата картой безопаснее.

7. Возврат денег: платежные системы гарантируют возврат по жалобе держателя. У СБП такой функции нет. Она не медиатор, не мировой судья. Потребителю за возвратом денег надо обращаться напрямую в торговую точку. Хотя представитель ЦБ сразу отметил, что это косяк банков, а не самой системы. 

8. QR-коды как память о пропускном режиме в Москве в 2020 году. Это психологический момент. 

Мегарегулятор взял на проработку озвученые отзывы бизнеса. 

Да, это полезно. 

Запросим обратную связь и оценим работу по устранению недочетов через некоторое время. 

В общем, несмотря на все системы, #мспживи и #яхотябыпопробовал

И ещё: спасибо всем, кто в ночи сегодня участвовал в моем опросе. 

И снова повторю: очень важно высказывать своё мнение по вопросам, которые касаются отношений бизнеса и государственных институтов. Не всё, но многое мы можем сделать, если просто будем говорить. Не молчать. Но говорить аргументированно. 

Ваша Наталья Горячая