Сириец Мохаммед Айша устроился первым помощником на огромный контейнеровоз «MV Aman», принадлежащий компании «Tylos Shipping», в начале 2017-го. В июле того же года судно вошло в египетский порт Адабия, где подверглось выборочной проверке. Поднявшиеся на борт инспекторы обнаружили множество нарушений, связанных со спасательным оборудованием и системами обеспечения безопасности экипажа. Ещё хуже было то, что у корабля истекло классификационное свидетельство – это ставило под сомнение правомерность эксплуатации судна.
Египтяне запретили «MV Aman» покидать порт до устранения выявленных нарушений. Это была совершенно обычная процедура, не таившая каких-то особых сложностей, однако и «Tylos Shipping», и ливанские эксплуатанты контейнеровоза испытывали серьезные финансовые трудности и не собирались расставаться с деньгами.
Люди, находившиеся на борту, оказались в подвешенном состоянии. Через некоторое время на корабль поднялись представители египетских властей. Они принесли некие документы и потребовали подписать их. Капитана на судне уже не было, поэтому сделать это пришлось Мохаммеду Айше. Не ознакомившись с текстом, он взял ручку и подмахнул подсунутые ему бумаги.
Сириец надеялся, что после этого власти дадут кораблю разрешение покинуть порт или отпустят по домам членов его экипажа. Однако согласно подписанному документу он становился «юридическим смотрителем» судна.
Бумага снимала всякую ответственность за корабль с «Tylos Shipping» и ливанских арендаторов. Это означало, что теперь никто не обязан был снабжать «MV Aman» топливом, продуктами и прочими припасами, требующимися для пребывания людей на борту. Оставшиеся моряки вынуждены бы были мириться с отсутствием электричества, водопровода, отопления, кондиционирования, далее по списку.
Египтяне разрешили всем, кроме Мохаммеда, покинуть судно, после чего поставили контейнеровоз на якорную стоянку в 5 милях от берега. За пару месяцев товарищи старпома разъехались по домам, оставив его одного на громадном корабле. Винить их в том, что они бросили его на произвол судьбы, нельзя. Никто и подумать тогда не мог, что заточение бедолаги продлится несколько лет.
Когда на судне закончились припасы, заботу о старпоме взяли на себя благотворительные организации. Их волонтеры привозили продукты, а также помогали заряжать телефон и радиостанцию. Мохаммед иногда созванивался с семьей и связывался с братом – тот тоже был моряком, и несколько раз проходил мимо «плавучей тюрьмы» на пути в Суэцкий канал.
К несчастью, мать Айши не дождалась возвращения сына. Она скончалась в 2018-ом. Сирийцу не разрешили съездить на её похороны, хоть он и просил об этом. Иногда компанию Мохаммеду составляли вооруженные охранники, присылавшиеся египетскими властями. Постоянными же его спутниками были крысы и насекомые.
В марте 2020 года сильный шторм сорвал контейнеровоз с якорей. Тот некоторое время дрейфовал, а затем сел на песчаную отмель недалеко от берега. У туристов, загоравших на местных пляжах, появилась нетривиальная достопримечательность – ржавая громадина, о которую разбивались морские волны.
Это происшествие в значительной степени облегчило положение Мохаммеда Айши. Он стал раз в два-три дня выбираться на плоту «в люди», чтобы добыть еду и зарядить мобильник. Впрочем, египетские полицейские неизменно отправляли его обратно на безжизненный контейнеровоз.
Отчаянное положение сирийца привлекло внимание Международной федерации транспортных рабочих. Организация неоднократно обращалась к правительству Египта и бывшим работодателям Мохаммеда с требованиями и просьбами разрешить сложившуюся ситуацию, абсурдность которой переходила уже всякие границы.
В конечном итоге Египет согласился передать «опеку» над судном представителю профсоюза, что позволило Айше отправиться домой. Случилось это долгожданное событие в конце апреля 2021 года. Что будет с «MV Aman» дальше, совершенно непонятно.
Надо понимать, что описанный случай вовсе не уникален, хоть и является одним из самых вопиющих. В мире сегодня десятки других судов, от которых отказались владельцы, и на многих из них остаются брошенные на произвол судьбы люди.
Здесь можно привести пример нефтяного танкера «MT Iba», экипаж которого до февраля 2021 года находился практически в том же положении, что Мохаммед Айша. Моряки отказались покидать судно, чтобы выбить зарплату у разорившегося работодателя «Alco Shipping».
Переговоры продолжались в течение трех лет, и все это время люди жили на корабле – без электричества, запаса продуктов и всех прочих благ цивилизации. Они полагались лишь на помощь коллег по цеху и благотворительных организаций. Моряки обессилели, стали похожи на оборванцев, но сумели-таки выбить 70% причитавшейся им заработной платы.