Найти тему
Четыре Семерки

Чудеса на виражах. The Beatles. Helter Skelter

Забавно, но песней, которая пробудила мой интерес к тяжелому року, стала вещь "битлов", которые в общем и целом прославились намного больше в других жанрах, достаточно далеких от hard rock, heavy metal и прочего подобного. В начале 90-ых дома были уже пластинки "Круиз"(трио), "Ария" и "Август",но никто из них не произвел на меня столь же сногосшибательного впечатления. Может и странно, но факт.

В самом начале 90-ых мы со школьным товарищем собирали собственную группу, а репетиции сопровождались прослушиванием новых для нас пластинок, которые в то время стали появляться в музыкальных магазинах. Одним из таких открытий стал и знаменитый "Белый Альбом" The Beatles 1968 года, который был тогда выпущен "по лицензии" фирмой АнТроп Андрея Тропилло.

The Beatles
The Beatles

источник изображения

"...Не могу не назвать еще одну примечательную личность, которая творила в 80-90-е годы в Питере. Андрей Тропилло - продюсер и издатель студии с понятным названием «АнТроп» Я встретился с ним на студии, которая была расположена на территории Ленинградского завода грампластинок. Андрей, воспользовавшись несовершенством тогдашнего законодательства в отношении защиты авторских прав, выпустил все студийные альбомы "The Beatles". В оформлении допускались всевозможные вольности, часто искажались обложки - названия писались кириллицей или вообще переводились на русский, иногда даже были заменены или подставлены фотографии людей (в том числе, и свою собственную поставил на обложке культового студийного альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band"), не имеющих ничего общего с оригинальным дизайном пластинки. Естественно, господин Тропилло выпускал виниловые пластинки из неважнецких материалов, конверты пластинок были выполнены из некачественной бумаги и картона. Поскольку тогдашние законы студия «АнТроп» не нарушала, пластинки беспрепятстенно расходились по Союзу, выполняя одну важную задачу - знакомство любителей музыки с искусством Битлз..."

(Анатолий Ясеник об Андрее Тропилло)

И то сказать - пластинки, которые попали нам тогда в руки поражали иногда чудовищным качеством конвертов и очень вольным отношением к оформлению легендарных альбомов. Конверт битловского двойника в моей коллекции очень быстро рассохся и расклеился, но....по большому счету для нас тогда это было не так важно - главное все таки музыка.

Сам по себе Белый Альбом, конечно, заслуживает отдельной хорошей статьи. Сегодня же хочу остановиться только на одной отдельно взятой песне из него - Helter Skelter.

 The Beatles
The Beatles

Это была одна из многих вещей с альбома, которые мне тогда пришлись по душе, но все таки она меня просто нокаутировала! Для моего тогдашнего восприятия это было нечто - я по много раз переставлял иглу, чтобы прослушать её еще и еще раз.

Есть в ней какой-то стадионный размах, колоссальная мощь. Я тогда представлял как её играют перед огромной толпой и слушатели сходят с ума. Переполненный стадион - самое место для такой песни. Я в то время не знал еще, что битлы прекратили гастроли в 1966 году...

Идея песни полностью принадлежит Полу Маккартни.

"Я был в Шотландии и прочитал в Melody Maker, что Пит Таунсенд однажды сказал: “Мы только что записали самый грязный, самый громкий, самый нелепый рок-н-ролл, который вам доводилось слышать”. Я не смог выяснить, какой именно трек записали The Who, но я завелся уже от того, что услышал, как он об этом говорит. И я сказал парням: “Думаю, нам следует сделать похожую песню, нечто действительно безумное”. И я написал “Helter Skelter”.(с) Пол Маккартни

Речь, собственно, о песне The Who I Can See For Miles. Важно помнить, что Пол не слышал её, а только лишь прочитал заметку в газете, которая и дала ему идею Helter Skelter.

Вот и песня The Who, для наглядности. Можно сравнить, как в итоге была реализована одна и та же идея двумя культовыми группами.

А первая попытка записать Helter Skelter была предпринята 18 июля 1968 года. Результатом стал 27-минутный трек, который в итоге музыкантам не понравился.

Пол Маккартни:

"Мы попросили инженеров сделать барабаны максимально громкими. Прослушали и решили: нет, звучит пресно — нужно ещё оглушительнее, ещё грязнее. Потом прослушали всё на трезвую голову и решили отправить ленты в корзину."(с)

Интересный момент. Я достаточно много работал с материалами о Led Zeppelin и точно знаю, что примерно в тоже время Джимми Пейдж как студийный инженер и продюсер много работал над тем как сделать звук барабанов достаточно мощным. В итоге Джимми действительно получил лавры революционера в этой области. Но важно понимать, что он был такой не один. Другие музыканты так же вели поиски, стараясь сделать звук ударных более совершенным. Так же характерно, что мощные ударные понадобились при записи именно "тяжелой" песни.

В первом ролике - уникальная сьемка из студии, где Пол наигрывает и напевает основу песни, и звучит она совсем не "тяжело". Никакой стадионной мощи в ней не прослушивается в таком виде.

Следующая попытка записать трек - через два месяца, 9 сентября 1968 года, увенчалась успехом. Правда для этого потребовалось два десятка дублей! Вместо Джорджа Мартина на сей раз за пультом сидел его ассистент Крис Томас. В студии творилось настоящее безумие. Видимо, чтобы полноценно воплотить идею, музыкантам пришлось по настоящему "войти в образ"...

"Helter Skelter записывалась в атмосфере истерики, граничившей с полным безумием" - рассказывал позже Ринго Старр. В историю вошел крик барабанщика после восемнадцатого дубля: "У меня уже мозоли на руках!!!" Его решили оставить в окончательном варианте записи.По словам Криса Томаса, Пол визжал и трясся у микрофона, а Джордж стал бегать с горящей пепельницей над головой. Джон Леннон дополнил какофонию дикой партией тенор-саксофона, бывший гастрольный менеджер Мэл Эванс сыграл на трубе. Стихия бушевала до двух часов ночи, когда сессия была, наконец, закончена.

источник

Мне кажется, что современным музыкантам часто не хватает именно погружения в тему, как это сделали битлы в этом случае. И не только они, конечно. Когда в процессе записи слишком много холодного рассудка, то привнести нужные эмоции не всегда получается. Тем более, что инструменты пишутся в разное время на отдельные дорожки, а потом сводятся...Таким образом что-то неизбежно выхолащивается.

У битлов же, в итоге, все получилось как надо.

Helter Skelter была издана синглом с «Белого альбома» в ноябре 1968 года сначала в Великобритании, а через некоторое время - в США.

Позже трек был включен в альбомы “Anthology 3” и “Love”.

Rolling Stone внес Helter Skelter в рейтинг «100 величайших песен The Beatles, а журнал Q поместил ее на пятое место рейтинга ста лучших гитарных треков.

Мне кажется очень интересным проследить - как была воплощена в музыке начальная идея песни. Потому что это хороший пример именно образного мышления.

В переводе Helter Skelter может означать "неразбериха", "кавардак", "путаница". В общем, что-то близкое к "хаос", "анархия", если я правильно понял. А еще так называется аттракцион в виде спиральной горки вокруг круглой башни.

Пол Маккартни:

"Я использовал символ helter skelter как воплощение движения сверху вниз, взлета и падения Римской империи – и это была гибель, кончина, падение. Название могло бы показаться весьма изящным, но с тех пор оно приобрело зловещий подтекст, ведь его выбрал гимном Мэнсон, а затем несколько панк-групп исполнили ее, потому это рок-песня с грязным звуком."(с)

источник

Сегодня я не хочу ничего говорить об истории с Мэнсоном. Всегда были, и, к сожалению, будут на свете люди с нарушенной психикой. Сегодня речь о песне, и еще - о том, как художественный замысел был воплощен в музыке.

Мне кажется, Пол сделал это если не гениально, то очень броско, образно. На той пластинке АнТропа, которая у меня была, название трека, кстати, так и переведено - "Спиральная горка". Мы в то время смеялись над неправильным переводом, но сейчас мне кажется интересным увидеть, как Пол Маккартни воплотил идею аттракциона в музыкальном плане.

Аттракцион Helter Skelter
Аттракцион Helter Skelter

источник

С самого начала трека гармоническая последовательность построена так, что каждая следующая тональность выше предыдущей, своеобразная лестница, подьем на горку. Вокальная мелодия построена по аналогичной схеме и выполняет тот же замысел.Выше...выше...выше...и затем - падение вниз! Собственно и в тексте песни...

When I get to the bottom
I go back to the top of the slide
Where I stop and I turn
And I go for a ride

Опустившись вниз,
Я возвращаюсь на вершину горки,
Где я останавливаюсь, поворачиваюсь
И направляюсь на спуск

Это сделано классно! Выше, выше и выше, а затем...

Till I get to the bottom and I see you again!

Ye-eee-e!

...кричит Пол и все обрушивается. Что интересно, мелодия в куплетах тоже построена так, что в ней отражены большие и малые подьемы, горки! Вверх - вниз. Довершают картину нисходящие пассажи в припеве.

-Helter skelter! ( и следует нисходящий пассаж)

-Helter skelter! ( и еще один!)

Мало того, блиц-соло Харрисона...тоже подчеркивает ту же идею. Восходящий бенд( подтяжка струны) - вверх? Нисходящий бэнд и опускание струны - или вниз? Снова вверх! И - вниз...

И это еще не все! Песня имеет два ложных финала. А что? Когда человек катается на аттракционе, по спирали, то он на время пропадает из видимости, затем появляясь снова . Это своего рода "взгляд со стороны"...

Партии духовых добавляют в трек что-то от экспериментального джаза или прогрессива. Совсем чуть! Как штрихи к общей картине бущующей стихии. И вопль Ринго - как финал.

Мне кажется, что где-то тут стоит искать ключевое отличие тех, гениальных музыкантов от их более посредственных последователей. У них музыка воплощала образы, раскрывала полностью идею. Имела несколько подтекстов, разные грани смысла...

В Helter Skelter c помощью музыки изображена собственно горка, передано движение по спирали, подьемы и падения. Изображена стихия разрушения, причем второй смысл как бы проступает через первый, по форме - одно, а по содержанию - другое!

А ведь я взял для разбора вещь, идея которой была в том, чтобы "стать самой грязной, самой громкой, самой оглушительной". В общем, по замыслу - это своего рода аналог песни Overkill группы Motorhead. Казалось бы, это должно стать чем-то шумным и примитивным. Много грохота и мало смысла. Много "грязи", но мало гармонии и мелодии. В общем-то к этому потом многие исполнители и скатились, пробуя воплотить схожие идеи в музыке. Но битлы остались верны себе - идея была воплощена очень образно, изобретательно и мелодично. Есть мощь, стихия, но...есть и мелодия!

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Другие статьи автора:

Motorhead. Overkill. История с похищением

Sweet. The Lost Singles. К прослушиванию обязательно

Lay Lady Lay. История одной песни