«Одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства», – сказал о нем легендарный художник А. Н. Бенуа.
С картинами Павла Андреевича Федотова я познакомился, собирая почтовые марки. Как иногда полезно в детстве собирать марки – там печатались репродукции с картин русских, советских и западных художников! Я любил их рассматривать – «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак холостяка» (еще эту картину иногда называют «Завтрак аристократа»), «Разборчивая невеста»!
А если я еще скажу, что Федотов был не только художником, а еще и поэтом, музыкантом – пианистом, скрипачом, флейтистом, гитаристом, чтецом-мелодекламатором, баснописцем, певцом, исполнителем романсов?...
Он появлялся в дверях выставочного зала, собирал публику, подводил ее к своим картинам и начинал декламировать:
Начинается, починается о том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
Вот извольте-ко посмотреть:
Вот купецкий дом, – всего вдоволь в нем, Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней, а другое харчевней.
Тут, зато, один толк, что все взято не в долг,
Как у вас иногда, честные господа!
Дочка в жизнь в первый раз, как боярышня у нас,
Ни простуды не боясь, ни мужчин не страшась, плечи выставила напоказ. – Шейка чиста, Да без креста.
<…>
А вот извольте посмотреть, как, справа, отставная деревенская пряха,
Панкратьевна-сваха, бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом, пришла с докладом …
И так далее с рассказом обо всех персонажах, кто, где стоит, зачем и что здесь делает!
И это не просто так, для развлечения толпы, а потому, что он сам так задумал – каждый персонаж здесь играет свою роль, а на картине изображен маленький спектакль.
Это «стихотворное объяснение» картины художника «Сватовство майора», которое декламировал сам автор на своих выставках. Народ дивился – такого никогда и нигде не было, чтобы на академических выставках автор таким образом представлял свои работы!
И еще обратите внимание, друзья – сам стих по форме и по содержанию напоминает басню, и это тоже не просто так, а потому что художник увлекался баснями с детства, и его кумиром был дедушка Крылов.
Знаменитый и сегодня выдающийся русский художник Павел Андреевич Федотов родился 22 июня 1815 года в Москве в многодетной бедной семье мелкого чиновника. В возрасте 11 лет поступил в Первый Московский кадетский корпус. Уже в эти годы разносторонне одаренный от природы юноша серьезно интересовался математикой, химией, не без успеха пробовал сочинять стихи, изучил французский и немецкий языки, даже делал переводы од немецкого поэта Клопштока, обладая отличным голосом и тонким слухом, был солистом в хоре певчих. Тогда же проявился художественный дар Федотова – он серьезно увлекся рисованием.
В 1833 году будущий художник окончил кадетский корпус с отличием и был определен в чине прапорщика в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге. Сохранился дневник Павла Андреевича, который свидетельствует о том, что после службы, в казармах, он усердно играл на фортепиано, скрипке, флейте, сочинял романсы и песни, для которых сам писал музыку и стихи, и сам же их пел, аккомпанируя себе на гитаре. (Да! Вот такие были тогда казармы! Там в свободное от напряженной военной службы время можно было поиграть на рояле. – В казарме!!! – Посочинять музыку и попеть романсы собственного сочинения!) Но живопись постепенно вытеснила все другие увлечения. С 1835 по 1845 годы Федотов занимался в вечерних классах Академии художеств. Его мечта тех лет – стать художником-баталистом, то есть живописать сражения, баталии и военные походы!
Приняв решение целиком посвятить себя живописи, Павел Андреевич зимой 1843-44 г. г. в чине капитана вышел в отставку с очень маленькой государственной пенсией. С этого момента вся его жизнь представляла собой непрестанную борьбу с нищетой.
В 1844 году он получает письмо от своего кумира, поэтическим творчеством которого восхищался с детства – И. А. Крылова. Знаменитый баснописец случайно увидел несколько набросков Федотова и, восхищенный, счел своим долгом посоветовать молодому человеку «отдаться своему настоящему призванию – изображению народного быта». Павел Андреевич начинает пристально изучать жизнь городских окраин, ходить на рынки, народные гулянья, посещать трактиры и передвижные балаганчики, зарисовывать понравившиеся ему типажи, сценки из жизни простых людей.
Вскоре он знакомится с Достоевским, Некрасовым, Панаевым, входит в литературные и художественные круги.
В 1849 году П. А. Федотов принимает участие в академической выставке с картинами «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора». В этом же году Совет Академии художеств по инициативе К. Брюллова присудил П. А. Федотову звание академика живописи Императорской Академии художеств «по живописи домашних сцен».
Знакомый Федотова Андрей Дружинин вспоминал:
Имя Павла Андреевича гремело по городу. Его сослуживцы и друзья находились в полном восхищении. Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народа. Все пространство от картин до двери было запружено любопытными: едва-едва, с помощью лорнета и, приподнявшись на цыпочки, успел я усмотреть за толпою картины, столь мне знакомые.
Совет академии единогласно признал художника академиком, когда же двери выставки отворились для публики, имя Федотова сделалось известно всей столице и зазвучало по всей России. Во все продолжение выставки толпа зрителей толкалась и жалась перед этими произведениями; всякому хотелось вдоволь налюбоваться невиданными дотоле в русской живописи изображениями, целиком выхваченными из жизни, полными мысли и здорового юмора, написанными с крайнею добросовестностью, понятными для всех и каждого; в кругу художников на нового академика стали смотреть как на честь и гордость русской школы; газеты и журналы затрубили ему восторженную хвалу; повсюду, от аристократической гостиной и до коморки рыночного торговца, только и было толков, что о работах новоявленного жанриста. Популярности Федотова немало способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. По его поводу надо заметить, что Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии и что рисование и живопись перемежались у него беседой с музою: большинство художественных идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его пером в рифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала давшая Федотову содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисунка или картины. Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни.
Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь.
Но ряд художественных критиков в своих публикациях в прессе обвинили его в злонамеренном искажении действительности, в «сатирической насмешке над изображаемыми лицами». Была проведена соответствующая работа, старались завистники, апологеты «высокого академического стиля», доброхоты, цензура запретила печать литографий с его картин и их продажу, спрос на его работы среди коллекционеров и меценатов упал. В частности, цензурой было запрещено множить "Свежего кавалера" из-за непочтительного изображения ордена святого Станислава 3-й степени. Отчаявшийся художник писал цензору, пытаясь объясниться:
…там, где постоянно скудость и лишения, там выражение радости награды дойдет до ребячества носиться с нею день и ночь. […] звезды носят на халатах, и это только знак, что дорожат ими!
Оставшиеся годы своей недолгой жизни художник безнадежно боролся с бедностью и проводил их в неустанном творческом труде.
Здоровье Павла Андреевича пошатнулось, в 1852 году он заболел душевной болезнью. Его коллега и друг художник Л. М. Жемчужников видел причины помутнения рассудка мастера в «борьбе с нуждой, постоянном напряжении и сознании полной невозможности выйти из этой борьбы».
14 ноября 1852 года Павел Андреевич Федотов скончался в возрасте 37 лет под Петербургом в больнице для душевнобольных.
Критик Владимир Стасов писал:
Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.
Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1936 году его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Поэзией и музыкой Павел Андреевич увлекался в течение всей своей недолгой жизни.
Причем, большую часть стихотворных сочинений написал в последние годы. Это – лирика, стихи для собственных романсов и песен, басни. Интересны его стихотворные «предисловия», «пояснения» к собственным картинам. Львиную долю его сочинений составляет социально-политическая сатира, которая, естественно, напечатана быть не могла. Даже не надеясь на публикацию своих стихов, П. А. Федотов адресовал их коллегам, друзьям, знакомым, которые переписывали их от руки и распространяли. Так, поэма «Поправка обстоятельств или Сватовство майора», ходившая по рукам в списках, получила в свое время достаточно большое распространение и была популярна. Первые публикации стихов художника появились уже после его смерти, но цензура сильно их ограничивала.
Плоды музыкального творчества П. А. Федотова сегодня практически неизвестны. Есть сведения, что он является автором довольно большого количества романсов и песен, почти всегда на собственные стихи, но до нас дошли только два романса – «Душенька» и «Кукушечка», написанные им в последние годы жизни.
Но даже в этих немногих нотных строчках ясно видна его яркая художественная индивидуальность, как автора музыки и стихов, отчетливо проявляется его очаровательный, тонкий, изысканный дар.
А что, господа, чай устали глаза?
А вот, налево, – святые образа…
Извольте перекреститься
Да по домам расходиться…
А от себя добавлю: А еще извольте на канал подписаться, в комментариях высказаться, да лайк поставить не забудьте!!