«Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк.: 14: 24).
Про цариц Астинь и Есфирь можно прочесть в книге Есфирь Ветхого Завета. Они были совершенно разные. Действия, описываемые в книге происходят при правлении царя Артаксеркса, а и Иудеи были тогда под властью этого царя. Но хотелось бы посмотреть на эти события с духовной стороны. Царь Артаксеркс является прообразом Господа Иисуса Христа. «И было во дни Артаксеркса, — этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии» (Есф. 1: 1). Господь Иисус Христос есть «Царь царей и Господь господствующих». (Откр. 19: 16). Пророк Исаия видел престол Божий и высших Ангелов, Серафимов, стоящих у престола Его, они постоянно воздают Ему славу: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исаия 6: 1-3). Царь Артаксеркс сделал пир и пригласил царицу Астинь прийти к нему, но она не захотела прийти. «В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу — семи евнухам, служившим пред лицом царя Артаксеркса, чтобы они привели царицу Астинь пред лицо царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту её; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному через евнухов.» (Есф. 1: 10-12). Астинь не захотела прийти, проявив непослушание царю и мужу, показала своё своеволие. Она устроила пир для женщин. «И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса.» (Есф. 1: 9). Некоторые, особенно в нашем современном обществе, скажут, что она поступила правильно. В наше время непослушание мужу даже особо не осуждается. Но это стоило ей того, что она была изгнана от царя и лишена царского достоинства. «Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лицо царя Артаксеркса, а царское достоинство её царь передаст другой, которая лучше её.» (Есф.1: 19). Как оказалось, Астинь поступила неразумно. Вместо Астинь царицей стала Есфирь, племянница Мардохея, Иудеянина, она приобрела расположение у царя и других, видевших её. «И полюбил царь Есфирь более всех жён, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц; и он возложил царский венец на голову её и сделал её царицею на место Астинь.» (Есф. 2: 17).
И надо заметить, что после того как Есфирь стала царицей, она не возгордилась, но продолжала слушаться своего дядю Мардохея, у которого была на воспитании до этого: «И когда во второй раз собраны были девицы, и Мардохей сидел у ворот царских, Есфирь все ещё не сказывала о родстве своём и о народе своём, как приказал ей Мардохей; а слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании.» (Есф. 2: 19-20). И когда Аман, второй человек после царя, настроил царя против Иудеев, за то, что Мардохей не кланялся перед ним, как другие, то Мардохей попросил царицу Есфирь пойти к царю Артаксерксу ходатайствовать за свой народ. Есфирь сказала Мардохею, что есть царский указ, что всякий, кто войдёт к царю без приглашения буден предан смерти, только тем, кому он прострёт золотой скипетр останется жив, но всё зная об этом указе царя, по наставлению Мардохея, согласилась пойти к царю Артаксерксу ходатайствовать за нород иудейский. Она рисковала своей жизнью, но пошла на эту жертву ради своего народа. «И сказала Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну.» (Есф. 4: 15-16). Дело увенчалось успехом, царь был милостив к Есфирь, иудейский народ был спасён. (См. книга Есфирь). Царица Есфирь поступила по закону любви, проявив жертвенную любовь к своему народу, послушание дяде, смелость, она нарушила правило царя, но не нарушила закон Божий, закон любви. Таким образом, она выполнила волю Божию, именно через неё Бог совершил спасение народа Израиля. «А у Иудеев было тогда освещение и радость, и веселье, и торжество. И во всякой области и во всяком городе, во всяком месте, куда только доходило повеление царя и указ его, была радость у Иудеев и веселье, пиршество и праздничный день. И многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями.» (Есф. 8: 16-17). А Мардохей стал вторым человеком после царя вместо Амана, так как искал добра народу своему, поступал во всём честно и непорочно перед Богом: «равно как и то, что Мардохей Иудеянин был вторым по царе Артаксерксе и великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему и говорил во благо всего племени своего.» (Есф. 10: 3).
Мы видим два образа: непослушной Астинь, поступающей по желанию своего сердца, действующей неразумно и за это лишившейся царского достоинства; и образ Есфирь, послушной, покорной воли Божией, готовой пожертвовать жизнью ради любви к своему народу. Она поступила мудро, наученная своим дядей Мардохеем, который говорил ей: «не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придёт для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4: 13-14). Астинь действовала из гордости, по своеволию, своему желанию, а Есфирь – из смирения, покорности воли Божией, жертвенной любви. И здесь уже действует Божественная Истина, данная Христом в Евангелие: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её.» (Мк. 8: 35). В книге Есфирь показано образно в этом материальном мире, как действует закон Божий: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в своё время.» (1-е Петра 5: 5-6). Кто смиряется с волей Божией, того Бог возносит, если даже не в этой жизни, то в вечности, как был прославлен Господь Иисус Христос, а вслед за Ним Апостолы, мученики, преподобные, святые. Эта история про Астинь и Есфирь схожа с притчей, рассказанной Спасителем о званных и избранных: «один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донёс о сём господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и ещё есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.» (Лк. 14: 16-24). Так вот, званые не откликнулись на приглашение Царя царствующих и Господа господствующих, потому что предпочли земные блага, хотя были званными изначально. А люди в этом мире не имеющие может ничего, нищие, согласились. И оказались в числе избранных Божиих: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.» (Мф. 20: 16). Как часто, мы откладываем, например, посещение храма ради каких-то земных дел, которые кажутся нам важнее Бога и спасения души. «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;» (Мф. 21: 42-43). И тем самым мы лишаемся очень много, лишаем себя общения с Господом, Царём царствующих и Господом господствующих, лишаем себя общения с Ним в молитве. А в молитве, особенно в храмовом Богослужении, верующим подаётся благодать Божия, духовные дары, да и вообще всякое благо от Бога, потому что Он Всемогущий и Многомилостивый и просящим у Него подаёт. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1: 17).
Кроме того, образ Астинь, образ души непокорной воле Божией, неразумной и кроме своего личного греха, она является соблазном для других. «И сказал Мемухан пред лицом царя и князей: не пред царём одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса; потому что поступок царицы дойдет до всех жён, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: «царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лицо своё, а она не пошла. Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно.» (Есф. 1: 16-18). Изгнание Астинь послужило примером для других жён, что нужно слушаться мужей. «Когда услышат о сём постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого.» (Есф. 1: 20). Нужно задуматься, что, делая какой-то грех, ведя греховный образ жизни, мы можем быть соблазном и для других, например, для детей. Надо подавать пример детям и другим своим праведным образом жизни. Апостол Павел говорит: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.» (1-е Кор. 8: 9-13). А царица Есфирь – образ души послушной воле Божией, поступающей по закону любви, мудрой. И ещё, мы видим в ходатайстве царицы Есфирь за свой народ к царю Артаксерксу образ того, как много значит ходатайство перед Богом души праведной, угодившей Ему: «притом наказывал ей, чтобы она пошла к царю и молила его о помиловании и просила его за народ свой.» (Есф. 4: 8). Также вот, и мы просим Матерь Божию, Ангелов, святых, чтобы они ходатайствовали за нас перед Богом, будучи праведны перед Ним: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.» (Псалом 33: 16).