Найти в Дзене

Чечня – Нижний Новгород: дело Янгулбаевых

Оглавление

Сегодня стало известно, что на Зарему Мусаеву возбудили уголовное дело по статье «Применение насилия в отношении представителя власти». За расцарапанное лицо участкового ей может грозить до 10 лет тюрьмы. Маму чеченских правозащитников Ибрагима и Абубакара Яндулбаева доставили на допрос в Чечню, где она должна была дать показания по делу о мошенничестве в Грозном в 2019 году. По версии полиции, когда женщину доставили в отделение, она кричала и оскорбляла сотрудников, которые там находились. Участковый по Ахматовскому району Грозного стал составлять на неё протокол, и в этот момент, по словам полицейского, Мусаева правой рукой схватила его за левую щеку и при попытке оттащить расцарапала лицо.

История Янгулбаевых стала широко известна в январе 2021-го. Но конфликт семьи судьи Верховного суда ЧР Сайди Янгулбаева с властями Чеченской Республики продолжается уже не первый год.

С чего все началось

В ноябре 2015 года Сайди Янгулбаева и его сыновей Абубакара и Ибрагима доставили в резиденцию главы республики, где избивали и подвергали пыткам в связи с участием Ибрагима в интернет-сообществе, участники которого нелицеприятно отзывались о властях республики. Сайди Янгулбаева вынудили уйти в отставку с поста судьи ВС ЧР, угрожая убить Ибрагима, которого еще полгода держали в подвалах на территории СОБРа «Терек». Семья решила не обращаться никуда с жалобами, чтобы не приводить к эскалации конфликта с Кадыровым.

22 мая 2017 года высокопоставленный сотрудник грозненской полиции забрал Ибрагима Янгулбаева из дома в УМВД Грозного, сказав, что необходимо проверить его телефон и компьютер. В УМВД его пытали за комментарии, посты и лайки в группе «Wolves Creed» в социальной сети «Вконтакте», участники которой критически оценивали незаконные методы работы чеченских властных структур и действия федеральных войск во время войны. В отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ за разжигание в интернете ненависти к «русским военнослужащим». В СИЗО Ибрагима Янгулбаева держали полтора года. В СИЗО у него развился острый аппендицит, осложненный перитонитом из-за неоказания ему своевременной медицинской помощи. Его освободили в январе 2019 года, когда дело в отношении него было прекращено в связи с частичной декриминализацией статьи 282 УК РФ. Добиться эффективного расследования жалобы Ибрагима Янгулбаева на пытки на национальном уровне не удалось, в связи с чем юристы Комитета против пыток (далее – КПП) обратились в Европейский суд по правам человека. Семья Янгулбаевых переехала жить в Нижний Новгород.

Телеграм-канал «Адат»

Основной причиной возобновления преследования семьи Янгулбаевых стала возможная причастность некоторых из ее членов к деятельности телеграм-канала «Адат». Этот вывод следует из заявлений представителей властей ЧР.

Телеграм-канала «Адат» был создан в марте 2020 года. Он позиционирует себя как «народное движение против кадыровской диктатуры». Основа его публикаций – информация о похищениях и задержаниях жителей Чечни, о коррупции и других незаконных действиях чеченских силовиков и чиновников. В политических аспектах канал занимает выраженную происламистскую позицию и близок к сторонникам независимости Чечни, а стилистика подачи информации зачастую далека от парламентской.

Появление канала «Адат» вызвало серьезные опасения чеченских властей, которые еще в конце мая 2020 года санкционировали «охоту» на администраторов и подписчиков канала. Результатом ее стало похищение, вывоз в Чечню и жестокое издевательство над модератором чата канала Салманом Тепсуркаевым осенью 2020 года. Судьба Тепсуркаева до сих пор неизвестна, есть серьезные основания полагать, что его нет в живых.

18 декабря 2021 года во время мероприятия, посвященного возвращению в Чечню Рубати Мицаевой, бывшей соратницы Ахмеда Закаева, она говорила о движении «Адат», упомянув, в частности, неких Ибрагима и Абубакара, в которых легко угадывались Янгулбаевы.

Ибрагим и Байсангур Янгулбаевы, покинувшие Россию. Кадр из видеообращения по поводу похищения их матери чеченскими силовиками
Ибрагим и Байсангур Янгулбаевы, покинувшие Россию. Кадр из видеообращения по поводу похищения их матери чеченскими силовиками

28 декабря в поддерживающем власти Чечни телеграм-канале «Альтернатива» была опубликована видеозапись, на которой Ибрагим Янгулбаев говорит: «Я создатель и главный администратор народного движения "Адат". Как видите, я не нахожусь в Европе, а в России». Когда сделана эта запись, неизвестно. К моменту этой публикации Ибрагим Янгулбаев покинул Россию. На вопрос «Кавказского узла» об участии в работе телеграм-канала «Адат» Абубакар Янгулбаев заявил, что не имеет к нему отношения, Ибрагим Янгулбаев отказался от комментариев.

Декабрь 2021 года

В декабре 2021 года целый ряд оппозиционных блогеров и активистов сообщил о массовом задержании их родственников и поступавших от представителей чеченских властей требованиях прекратить оппозиционную деятельность.

23 – 25 декабря 2021 года в Чечне были задержаны родственники Янгулбаевых, около 40 человек. Официальных обвинений задержанным предъявлено не было, сообщил Абубакар Янгулбаев, юрист Комитета против пыток. Он предположил, что это связано с его работой в КПП по чеченским делам или с тем, что власти ЧР подозревают его в причастности к деятельности канала «Адат». По словам Янгулбаева, он к этому каналу не имеет отношения. После новогодних праздников все, кроме двух братьев Сайди Янгулбаева, были отпущены.

Утром 28 декабря в квартире Абубакара Янгулбаева в г. Пятигорске на основании решения Заводского райсуда Грозного прошел обыск. В ходе обыска силовики изъяли телефон и ноутбук. Затем Абубакара Янгулбаева отвезли в отдел полиции, где допросили в качестве свидетеля по уголовному делу по ст. ст. 205.2 УК РФ (о публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма), возбужденного по одной из публикаций телеграм-канала «Адат». Адвоката к нему не допустили, вопросы касались его деятельности в КПП и причастности к каналу «Адат».

В тот же день на сайте связанного с авторитетным предпринимателем Евгением Пригожиным РИА ФАН была опубликована статья, утверждавшая, что именно Янгулбаевы – Абубакар и его младшие братья Ибрагим и Байсангур ведут оппозиционный телеграм-канал «Адат». В статье приведены скриншоты их переписок, где братья обсуждают администрирование канала, и видео, на котором Ибрагим на фоне нижегородского Кремля говорит, что он «создатель и главный администратор народного движения «Адат». Источники этих материалов издание не указывает. По словам Абубакара Янгулбаева, он не знает, могли ли силовики получить доступ к его перепискам – после задержания он «поменял пароли и вышел дистанционно с учеток».

17 января 2022 года Абубакар Янгулбаев заявил о своем уходе из Комитета против пыток и покинул Россию.

Налет и похищение в Нижнем Новгороде

20 января 2022 года сотрудники полиции Чеченской Республики на двух автомобилях прибыли в г. Нижний Новгород и попытались попасть в квартиру, где проживали родители братьев Янгулбаевых Сайди Янгулбаев и Зарема Мусаева, и их дочь Алия Янгулбаева. Силовики заявили, что судью в отставке и его жену хотят допросить в Грозном как свидетелей по некоему делу о мошенничестве и вызвали хозяина квартиры, сообщив ему, что будут проводить обыск. Но тот, ознакомившись с документами, понял, что законного основания для проникновения в квартиру у полицейских нет и отказался их пустить, а также сообщил о происходящем юристам КПП, что позволило тем оперативно прибыть на место и вызвать адвоката.

Адвокату показали постановление о приводе Сайди Янгулбаева и его супруги, но не позволили сфотографировать его.

По словам юриста Комитета против пыток Сергея Бабинца, для чеченских полицейских стало неожиданностью то, что Сайди Янгулбаев по-прежнему имеет судейскую неприкосновенность: «Они час сидели, думали, как бы его тоже забрать, остановились на том, что нужно забирать Зарему».

Сайди Янгулбаев. Кадр из видео
Сайди Янгулбаев. Кадр из видео

Сайди Янгулбаев, как федеральный судья в отставке, опасаясь за свою жизнь и жизнь членов своей семьи, сообщил в дежурную часть местного управления ФСБ о том, что в квартиру пытаются проникнуть неизвестные. К дому Янгулбаевых прибыл автомобиль нижегородской ППС. Приехавший на нем местный участковый Алексей Кальсин поговорил с чеченскими силовиками, после чего автомобиль нижегородского ППС уехал.

После этого силовики из ЧР приступили к активным действиям. Они постучали в дверь и попросили Сайди поговорить со следователем. Но когда им открыли дверь, они ворвались в квартиру, избили находившихся там людей – Сайди, его жену, дочь, юристов КПП. Затем схватили Зарему Мусаеву и, не дав ей возможности одеться и взять жизненно необходимые ей лекарства (она больна диабетом и должна ежедневно делать инъекции инсулина), вывели ее из квартиры, посадили в машину и увезли в Чечню. На опубликованном КПП видео видно, как Зарема босиком, в одних колготках идет по снегу к машине.

После похищения Мусаевой сотрудники КПП вновь позвонили в полицию, но местные силовики приехали к квартире Янгулбаевых только через три часа. Позже Бабинец рассказал, что в Следственном комитете и прокуратуре у них отказались принять сообщение о преступлении.

21 января Комитет против пыток в связи с похищением Мусаевой подал срочную жалобу в Европейский суд по правам человека по Правилу 39 (применяется при исключительных обстоятельствах, когда жизни и здоровью человека угрожает неминуемый риск причинения непоправимого вреда). ЕСПЧ задал властям России ряд вопросов об обстоятельствах дела, обязав ответить до 7 февраля.

21 января в паблике pro_chechnya в Instagram была опубликована видеозапись, позиционированная как расследование. Она содержала скриншоты переписок и голосовые сообщения, которыми якобы члены семьи Янгулбаевых обменивались в телеграм-чатах. Источник получения этих сведений не был указан, никакими экспертизами не подтверждено, что голоса действительно принадлежит Янгулбаевым, неизвестно, в какой мере отдельные фразы были вырваны из контекста, непонятно, подвергались ли приведенные данные редактуре. Из опубликованного можно было понять, что братья Ибрагим и Байсангур Янгулбаевы имели отношение к деятельности канала «Адат», оправдывали применение насилия в отношении бывшего сотрудника кадыровских силовых структур, который приехал в Турцию, негативно высказывались о главе Чечни, его сторонниках и народе Чечни, который терпит их власть.

В своем обращении Абубакар Янгулбаев отрицал достоверность этой информации: «Я никогда не поверю и никогда не приму, и в полном объеме отказываюсь от причастности к той информации, которую вы распространяете… какие-то непонятные аудиозаписи, переписки - это все чушь, которую можно смонтировать, которую можно создать, в 3-й декаде 21 века это делается очень легко. Любым голосом можно записать любое аудиосообщение, а вообще даже склеить. Это делается легко, это делалось и в том, что вы распространяете, есть признаки этого».

22 января стало известно, что Сайди Янгулбаев с дочерью покинул Россию из-за опасения за свою жизнь.

Реакция официальных лиц

Комментируя произошедшее, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал: «Вообще фантастическая история. Мы предпочитаем не верить просто вот таким сообщениям без каких-либо подтверждений. Уж слишком в неправдивое время мы живем».

Глава Чечни Рамзан Кадыров в своем телеграм-канале обвинил всех членов семьи Янгулбаевых в участии в деятельности канала «Адат», за что, по его мнению, «эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей». Далее он обвинил Янгулбаевых в поддержке терроризма и экстремизма – по его мнению, они организовали нападение на бывшего чеченского силовика в Турции, а также «всей семьей однозначно поддерживают террористические группировки и планируют принять участие в организации целой сети». Также он назвал террористами руководителя Комитета против пыток Игоря Каляпина и обозревателя «Новой газеты» Елену Милашину.

Зарема Мусаева в Грозном

21 января недавно назначенный чеченский омбудсмен Мансур Солтаев опубликовал видеозапись своего разговора с доставленной в Чечню Заремой Мусаевой. Та рассказала, что не подвергалась насилию со стороны силовиков и что ей обеспечили все необходимые лекарства. По словам Абубакара Янгулбаева, видно, что его матери очень плохо: «у нее: и диабет, и стресс, и беспомощность, и возвращение в опасную среду, откуда она уехала и куда боялась вернуться. Это все создает ужасные ощущения психологические, которые передаются, естественно, на организм».

Зарема Мусаева
Зарема Мусаева

В тот же день Рамзан Кадыров в своем телеграм-канале заявил, что Зарема Мусаева игнорировала неоднократные вызовы на допрос в качестве свидетеля и была доставлена приводом, следовательно, о похищении речи идти не может (по данным КПП, если чеченские власти и отправляли повестки, то по несуществующему адресу).

Также, по словам Кадырова, «она напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза. Тем самым, она уже заработала себе статью на реальный срок заключения». Это же в эфире телеканала «Дождь» сообщил министр информации ЧР Ахмед Дудаев, добавив, что Зарему Мусаеву арестовали на 15 суток и она находится в грозненском спецприемнике. Только 24 января на сайте Ленинского районного суда г. Грозный появилась информация о деле Заремы Мусаевой. Согласно ей, заседание суда состоялось в пятницу, 21 января в 22:20. Женщину признали виновной по ст.20.1 ч.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), ей дали максимальное наказание по этой статье.

24 января адвокат Александр Немов попытался встретиться с Заремой Мусаевой в спецприемнике, но получил прямой и недвусмысленный отказ. Дежурный сообщил, что допуск к женщине возможен только с разрешения замначальника УМВД по г. Грозный. По телефону доверия МВД Чечни заявление не хотели принимать, так как «не видели оснований». Приняли после того, как адвокат сообщил, что разговор записывается на диктофон. Жалобы на недопуск адвоката направлены также дежурному прокурору и в прокуратуре республики. Все время пребывания в Грозном за правозащитниками и адвокатом следили неизвестные.

27 января уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Мансур Солтаев посетил спецприемник и встретился с Заремой Мусаевой. «Сегодня я посетил спецприемник МВД по ЧР с целью поинтересоваться состоянием здоровья Заремы Мусаевой и убедиться лично, что для поддержания ее здоровья созданы все необходимые условия. По словам фельдшера, состояние Мусаевой удовлетворительное, имеются все нужные лекарства и инсулин», — отметил Солтаев. Ибрагим Янгулбаев не смог дозвониться до спецприемника МВД по ЧР, а 28 января адвокатам вновь отказали во встрече с Заремой Мусаевой, ссылаясь на карантин в связи с коронавирусом.

Исчезновение родственников Янгулбаевых

23 января стало известно, что живущие в Чечне родственники Абубакара Янгулбаева, как со стороны отца, так и матери, перестали выходить на связь и не появляются дома. «На данный момент удалось проверить только родственников из Грозного, это две семьи Янгулбаевых и Мусаевых – около 15 человек», — рассказал правозащитник. По мнению Абубакара Янгулбаева, их могли «силой вывезти для записи видео, на котором они будут оскорблять и ругать нашу семью». Он уточнил, что до захвата и вывоза из Нижнего Новгорода в Грозный Заремы Мусаевой родственники были на связи.

21 июля 2014 года Министерство юстиции РФ включило Правозащитный центр «Мемориал» в «реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»