Так сложилось издревле, что военно-морской флот в Гражданской войне массово представлен различными вариациями стереотипов на тему лихих матросов, перепоясанных пулеметными лентами и решающих любые вопросы через "маузер" с большевицкой прямотой.
На самом деле, Гражданская война шла не только сухопутных фронтах с шашкой в руках и винтовкой наперевес, но и в море и на морском побережье, многочисленных реках и озерах - везде сражались корабли, гремели залпы морских и корабельных орудий, рвались морские мины, высаживались десанты и эвакуировались целые города и территории.
Все это можно увидеть на редких фотографиях из архива белогвардейского генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина.
Территорию, которую на пике военной мощи занимали подконтрольные и союзные Деникину силу, для наглядности условно обвел синей границей. Как видно, под контролем деникинцев были побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, а также часть рек, впадающих в перечисленные моря.
Конечно, на Черном море господствовали флоты интервентов. Германо-турецкий флот капитулировал в ноябре 1918, российский Черноморский флот был частью самозатоплен, частью выведен из строя и небоеспособен. Поэтому корабли Англии, Франции, Италии, Греции были единственной серьёзной морской силой и пользовались этим настолько, на сколько это соответствовало их интересам: обстреливали территорию, подконтрольную большевикам и РККА, осуществляли блокаду, брали под свой контроль приморские города, обеспечивали снабжение антибольшевистских сил.
Причем, использовались самые современные корабли. На фото новейшие на 1919 год английские легкие крейсера типа "С".
Итальянский скаут (лидер эсминцев).
Однако в связи с отсутствием на море серьезного противника, для обеспечения действий интервентов годились более старые или более мелкие корабли.
Например этот древний английский бронепалубный крейсер, похожий на тип "Эдгар".
Или этот небольшой, но вполне современный кораблик типа канонерки или авизо неустановленной государственной принадлежности. Французское авизо "Aldébaran"
Матросы интервентов общаются с жителями приморского города России (похоже, судя по публике, на Черноморское побережье Кавказа).
Однако контроль над морским побережьем и портовыми городами был, прежде всего, важен для материального снабжения белогвардейских войск оружием, техникой и прочими военными припасами.
По неполным сведениям, деникинской армии (примерно 150 000 чел.) было поставлено 1200 полевых орудий с двумя миллионами снарядов, 6100 пулемётов, 200 тысяч винтовок с 500 миллионами патронов, 629 грузовых и легковых машин, 279 мотоциклов, 74 танка, 6 бронированных машин, 200 самолётов.
Иностранные транспортные суда с военными грузами для Деникина в Новороссийском морском порту.
Переполненная гавань.
Как видно на фото, некоторые транспортные суда сохранили небольшую артиллерию ещё со времен Первой мировой войны.
Пароходы с военными грузами - это прекрасно, но они будут бесполезны без удобных портовых причалов, хорошо оборудованных погрузо-разгрузочной техникой.
Рядом с новенькими английскими танками, уже перегруженными с транспортного судна на железнодорожную платформу.
На фоне Антанты морские силы белогвардейцев выглядели весьма малозначительно. Боевые корабли императорского Черноморского флота Российской империи были либо затоплены, либо ржавели у причалов без экипажей, топлива и неисправными машинами. Часть кораблей из-за революции не были достроены до ходового состояния.
На фото новейшие русские эсминцы типа "Беспощадный" или "Керчь" ржавеют у причалов.
Правда, с исправными морскими орудиями мелких и средних калибров проблем не было, поэтому белым оказалось проще вооружить бывшие гражданские суда - буксиры, паровые шаланды, ледоколы и торговые пароходы. Обратите внимание, что на небольшом судне развевается огромный Андреевский флаг, размером как на дредноуте, - так хотелось показать хоть какое-то наличие собственного, а не чужеземного флота!
На первых порах из настоящих боевых кораблей обеспечить топливом и экипажами удалось только небольшие сторожевые катера, заказанные еще царским правительством в США у фирмы "Гринпорт".
По всей видимости, катера погрузили на железнодорожные платформы для отправки на Волгу или другую реку, где шли бои.
На данном фото мы видим боевой катер, вооруженный малокалиберным морским орудием калибра 47 мм, но это не "Гринпорт".
Судно, похожее на яхту, возможно, ещё не вооружено.
Вооружили орудием и прожектором винтовой буксир - получился небольшой сторожевик для морских дозоров или блокады.
Зато на мелководном Азовском море, Днепре, Дону или Кубани создать свою военную флотилию было гораздо проще.
Обычные речные буксирные пароходы вооружали либо полевыми 76,2-мм орудиями ("трехдюймовки") и пулемётами "максим", либо морскими длинноствольными орудиями калибра 37, 47 или 75 мм.
На этом фото установка орудий и пулеметов незаметна - возможно, данные суда уже мобилизованы, но ещё не вооружены.
На самоходную баржу можно было установить более мощное орудие калибра 152,4 мм ("шестидюймовое") - получалась канонерская лодка типа "К".
Кроме того, моряками и морскими орудиями в интересах борьбы на сухопутном фронте были укомплектованы некоторые бронепоезда или морские железнодорожные батареи.
Весьма примитивная импровизация, вызывающая опасения за остойчивость при стрельбе.
Более техничный и совершенный вариант установки морского орудия на железнодорожной платформе. В составе бронепоезда "Грозный" мы видим морское орудие, сохранившее противоосколочный бронещит, платформа дополнительно оборудована откидными упорами (важнейшее приспособление для устойчивости и прицельной стрельбы), а к орудийной платформе прицеплен дополнительный вагон, у которого на крыше оборудована специальная наблюдательная площадка для управления артиллерийским огнём.
Ну и совсем уникальный случай применения морских орудий на сухопутном фронте: берём примерно такой американский трактор типа Bullock-Lombard ...
...и устанавливаем на него морское орудие, снятое с корабля!
Вот так, примерно, выглядела Гражданская война на русских морях и реках.
Отдельная просьба к читателям: если кто заметил ошибки к подписям, или может более точно атрибутировать корабли, суда, орудия, даты, географические привязки и тому подобное, - не ругайтесь, а пишите в комментарии!
Это важно и интересно для всех!
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год