В состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» входят четыре малых музея: Музей Анны Голубкиной, музеи Аполлинария и Виктора Васнецовых, а также Музей Павла Корина. Об их редких экспонатах рассказывает Татьяна Гафар — начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи.
Анна Голубкина, ваза «Туман», 1899 год
Музей-мастерская А.С. Голубкиной
Анна Голубкина — скульптор Серебряного века, автор известного горельефа над входом в МХТ имени А.П. Чехова. Она училась во Франции: посещала частную художественную школу, Академию Коларосси, и брала уроки у Огюста Родена. Многие современники называли Голубкину мистическим скульптором, на что она отвечала: «Мне интересна психология».
Ваза «Туман» — одно из первых произведений скульптора, созданное после возвращения из Парижа. И единственная работа Анны Голубкиной, где мужчина и женщина изображены вместе. Некоторые специалисты усматривают в мужском образе черты ее парижского учителя — Родена, которым художница восхищалась. В форме вазы проявился особый метод скульптора: она всегда стремилась сохранить у готового изделия фактуру глины, первоначального слепка.
После того как Голубкина создала вазу «Туман», семья Ламм заказала такую же для своей коллекции, только в мраморе. Сегодня первый, гипсовый вариант хранится в Музее-мастерской А. С. Голубкиной, который открыли в 1934 году. Мраморное произведение искусства находится в отделе скульптуры Государственной Третьяковской галереи.
Аполлинарий Васнецов, «Шум старого парка», 1926 год
Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова
«Шум старого парка» — последнее крупное полотно Аполлинария Васнецова. Он написал картину в 1926 году, после смерти старшего брата — художника Виктора Васнецова. «Не стало Виктора — огромное опустошение произошло в моей душе, не с кем теперь поделиться мыслями и чувствами», — писал Аполлинарий Васнецов своему другу-коллеге Николаю Хохрякову. Работа полна боли и скорби: на ней изображен старик, который сидит на берегу пруда и держится за голову.
Изначально живописец назвал картину «Всё в прошлом». Он спешил закончить полотно к своей отчетной выставке, посвященной 50-летию творчества, однако специальная комиссия не пропустила работу из-за «нежизнеутверждающего» названия. Сын художника Всеволод вспоминал: «Отец тяжело переживал это событие. «Всё в прошлом» была его последней в жизни картиной, в которую он вложил всю свою душу, которую писал специально для своей юбилейной выставки, как бы подводя итог своей жизни художника. Было отчего прийти в отчаяние». Организация выставки затянулась, и комиссия повторно просматривала картины. Под новым названием — «Шум старого парка» — работу Васнецова приняли.
Виктор Васнецов, «Спящая царевна», 1926 год
Дом-музей В.М. Васнецова
В основу сюжета картины Виктора Васнецова «Спящая царевна» легла авторская сказка. Самые знаменитые ее варианты принадлежат европейским писателям Шарлю Перро и братьям Гримм. Из русских сказок известен поэтический перевод Василия Жуковского:
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном;
И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил.
Васнецов работал над картиной почти 40 лет. «Спящая царевна» стояла в мастерской художника до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Васнецов показывал картину лишь родным и близким друзьям. Широкая публика увидела ее уже после смерти художника, на выставке в 1927 году. Очень быстро «Спящую царевну» признали одним из лучших произведений Васнецова и даже поставили в один ряд со знаменитыми «Богатырями». «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник», — писал о картине Михаил Нестеров.
Павел Корин, эскиз к мозаике «Александр Невский» для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, 1951 год
Музей Павла Корина
Работая над мозаикой, Корин убедил Академию художеств и Метрострой набирать мозаики в столице. Дело в том, что в 1950-е в Москве еще не было специальной мастерской, поэтому заказы с эскизами отправляли в Ленинград. Перевозить большие работы было сложно, а сами художники не могли контролировать набор мозаики и вносить правки. Корин организовал в Измайловском депо мозаичную мастерскую. В самом начале работы там не было света, воды, не хватало инструментов, однако все мозаики станции «Комсомольская» собрали за пять месяцев — в рекордно короткий срок.
При создании мозаики Павел Корин возродил старинную технику, в которой природные камни сочетались со смальтой — пластинками из цветного непрозрачного стекла. Так панно выглядели более мягкими и живописными. Художник изучал доспехи и оружие XIII века в Историческом музее, делал зарисовки. «Это лучшая станция метрополитена. Мозаики ее очень украшают. Несмотря на все недостатки, мозаики живут жизнью торжественной, в них есть взволнованность, есть творчество», — писал художник в своем дневнике после открытия станции.