Найти в Дзене
diletant.media

Каким был древнегреческий театр?

Оглавление

Древние Афины были родиной театра. Созданные греческими поэтами пьесы уже в Античности считались классикой. Их продолжают ставить на сцене и сегодня.

Греческая трагедия: классическая эпоха

Трагедия родилась из сценических действий в честь Диониса во время праздников этого бога. Участниками действа были хор во главе с предводителем и актер. Писали, что актера выделил из состава хора драматург Феспид, живший в VI веке до н. э. При Писистрате в Афинах начались драматические постановки, и первым удостоился чести поставить трагедию Феспид.

Поскольку театр вырос из представлений в честь Диониса, наряду с трагедиями ставили комические сатировские драмы. Обычно подряд шли три трагедии, за которыми следовала сатировская драма.

Театр Диониса в Афинах. Источник: Wikimedia Commons
Театр Диониса в Афинах. Источник: Wikimedia Commons

Эсхил был не только драматургом, но и воином. Легенда гласит, что он сражался при Саламине. Но его собственная эпитафия сообщает, что драматург сражался при Марафоне, и враги должны были запомнить его храбрость. О битве при Саламине драматург написал трагедию «Персы», где вложил в уста вестника описание морской битвы.

За свою жизнь Эсхил написал около 90 трагедий. Тринадцать раз он становился победителем на Великих Дионисиях. До наших дней сохранилось только 7 пьес Эсхила. И только одна трилогия пьес сохранилась полностью — история Ореста, сына Агамемного.

Младший современник Эсхила Софокл происходил из богатой семьи. Он занимался политикой — был казначеем Афинского морского союза, избирался стратегом. Он входил в окружение Перикла, самого влиятельного афинского политика в 440−430-е годы до н. э. Софокл написал больше 100 пьес, но сохранилось только 7 трагедий и фрагмент сатировской драмы.

Софокл ввел в постановки третьего актера (тритагониста). Его партия была самой маленькой и наименее престижной. Афинский оратор и политик Эсхин, соперничавший с Демосфеном, в молодости какое-то время играл в театре. Насмешкой для его соперника служило, что Эсхин был актером и не смог подняться в этом ремесле выше тритагониста.

Третий из великих трагиков, Еврипид, дебютировал в начале 430-х годов до н. э. с трагедией «Алкестида». Его пьесы затрагивали отношения между людьми. Он не боялся изображать своих героев мятущимися, сомневающимися, подверженными страстям.

Смерть Эсхила. Источник: Wikimedia Commons
Смерть Эсхила. Источник: Wikimedia Commons

Отношение к Еврипиду у афинян было неоднозначным, часто его премьеры заканчивались провалами. По-настоящему, его оценили в Эллинистическую эпоху. Сохранилось 17 трагедий Еврипида и 1 сатировская драма. Драматург окончил свои дни в Македонии при дворе просвещенного царя Архелая.

По легенде, Эсхил был убит упавшей на него черепахой. Хищная птица приняла его лысину за камень, о который можно разбить панцирь добычи. Софокл по легенде умер, пытаясь произнести стих своей трагедии, не переводя дух. По другой легенде — подавившись виноградиной.

Сыновья и племянник Эсхила, сын и внук Софокла, а также сын комедиографа Аристофана тоже стали драматургами. Но все они затерялись в ряду десятков товарищей по ремеслу, и их пьесы были утрачены.

Комедия в греческом театре: политика и нравы

Официально комедия была включена в программу афинских праздников в начале V века до н. э. Уже в Античности выделили три периода Аттической комедии. Черту первому периоду, Древней Аттической комедии, подвел конец Пелопоннесской войны.

Древняя Аттическая комедия развивалась в V веке до н. э. Ее главной проблемой была общественная жизнь. Драматурги выводили в качестве героев пьес своих современников — поэтов, богачей и политиков. Они не боялись включать в комедии прямые выпады против неугодных им людей.

Из множества образцов Древней Аттической комедии сохранились только пьесы величайшего из авторов — Аристофана. Из 44 известных его пьес до наших дней дошло только 11. Большинство из них посвящены текущей политике и бичеванию неугодных Аристофану людей.

По своим взглядам Аристофан был консерватором. Через его пьесы проходит тема упадка нравов его современников по сравнению с поколением «бойцов марафонских». В пьесе «Ахарняне» поэт выступает против войны со Спартой и бичует афинских сторонников войны. Во «Всадниках» Аристофан высмеивает демагога Клеона, одного из самых влиятельных политиков в то время. Постоянной мишенью для насмешек Аристофана был трагик Еврипид, которого драматург тоже обвинял в упадке нравов сограждан.

Прометей Прикованный. Современная постановка. Источник: Wikimedia Commons
Прометей Прикованный. Современная постановка. Источник: Wikimedia Commons

Комедии других поэтов этого период утрачены. Сохранились только фрагменты, которые, в том числе, обличали современных авторам политиков. Например, Плутарх цитирует комедиографа Платона, который отозвался об остракизме политика Гипербола хлесткими словами: «Да слишком много чести для клейменого: // Суд черепков не для таких был выдуман».

Театр Диониса: как готовили постановки в Афинах

Театральные постановки проходили в Афинах четыре раза в год на праздниках в честь Диониса. Это Малые Дионисии, Ленеи, Анфестерии и самые масштабные Великие Дионисии.

Великие Дионисии были не просто театральным праздником, а символом величия Афин. В V веке до н. э. перед спектаклем на сцену выносили казну Афинского морского союза — деньги, которые позволяли содержать боевой флот и демократию. В театре награждали граждан венками за заслуги перед Афинами. В конце IV века до н. э. частью театрального представления стал парад эфебов — юношей, проходящих военную службу. На сцене театра эфебы демонстрировали строевые приемы, а после каждый из них получал от государства копье и щит.

На Великих Дионисиях каждый драматург и хорег ставили цикл из 3 трагедий и одной сатировской драмы. Также 5 драматургов и хорегов ставили 5 комедий. На Малых (Сельских) Дионисиях спектакли показывали не в Афинах, а в демах (территориальных единицах Афинского государства). Самые масштабные проходили в афинском порту Пирее. На Сельских Дионисиях ставили старые пьесы.

Менандр. Источник: Wikimedia Commons
Менандр. Источник: Wikimedia Commons

Артистами могли быть только граждане Афин. Хор считался священным, поэтому артисты и хорег освобождались от военной службы. Драматурги сами подбирали себе актеров и создавали постоянные труппы.

Поэт, решивший представить пьесы на одном из праздников, шел с ними к архонту. Архонт принимал решение о допуске пьес к постановке и назначал поэту хорега, отвечавшего за финансовую сторону вопроса.

Богатые афиняне шли на эти расходы ради престижа и повышения статуса в обществе. В свое время расточительными хорегиями прославились полководцы и политики Фемистокл, Перикл, Никий и Алкивиад, благодаря своему богатству и меценатству завоевавшие авторитет у сограждан.

Здания театров в Аттике сдавались в аренду. Один человек или группа лиц брали в аренду здание театра у дема, на территории которого он располагался, и получали право брать с посетителей деньги за вход. Определенный процент с каждого билета шел в казну государства. Таких людей в афинских декретах называли театронами. Театроны должны были вернуть после представления здание театра дему в исправном состоянии.

Также арендаторы имели право достраивать здание. В частности, устанавливать временные деревянные скамьи. Если театроны отказывались достроить часть здания вопреки договору, это делали сами граждане, но стоимость вычиталась из суммы аренды. После окончания срока аренды три гражданина дема осматривали здание.

Римский театр: наследие греческой комедии

В Афинах продолжали ставить новые пьесы и в Эллинистическую эпоху. Правда, новые авторы не могли встать в один ряд с прежними. Поэтому афиняне продолжали ставить трагедии авторов, ставших классиками.

Греческие театральные традиции были переняты римлянами. После завоевания греческих полисов Италии римляне познакомились с их культурой. На торжествах в честь победы в войне с Карфагеном в 240 году до н. э. грек Ливий Андроник поставил комедию на латыни по греческому образцу. После этого он получил несколько новых заказов.

Подробнее

Театры
6771 интересуется