Обзор книг, награжденных литературными премиями. Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию обзор фантастики, получившей признание у коллег, критиков, литераторов и почитателей жанра. Если более конкретно, говорить будем о номинантах американской премии «Небьюла» в номинации «роман».
Такого рода статья выходила уже на «Интересной фантастике» в начале марта этого года. Тогда я писал про отечественную фантастику, удостоенную отечественной премии «Интерпресскон».
Прежде чем приступить к обзору литературы, необходимо пару слов сказать о самой премии. «Небьюла» учреждена Американской ассоциацией писателей фантастов (SFWA) в 1965 году. Премия присуждается ежегодно произведениям, изданным в прошлом, на момент присуждения, году. Происходит это дело на Конференции SFWA, проходящей в разных городах США (как правило, весной). В 2020-ом и 2021-ом гг., в связи с пандемией, форум SFWA проводился в формате онлайн – конференции.
Нужно сказать еще про голосование. Номинантами и лауреатами «Небьюлы» могут стать только книги, изданные в Соединенных Штатах. Зато сами участники SFWA, выбирающие премиальные издания, могут и не жить в США. Так, например, в SFWA состоит популярный современный российский писатель-фантаст Алексей Пехов.
Общие данные по премии изложены и теперь можно приступать к «практической части» статьи, а именно, обзору фантастики, удостоенной «Небьюлы».
Начнем с первого вручения премии в 1966 году (за предыдущий год). «Небьюлой» - 65 награжден роман Френка Херберта «Дюна». Честно говоря, нахожусь в некотором затруднении, а нужно ли писать в таком обзоре о «Дюне». В представлении, для большинства любителей фантастики, роман не нуждается. Все же скажу пару слов для проформы. Во Вселенной далекого космического будущего нет места сложным машинам, искусственному интеллекту, роботам, компьютерам и т.п. В прошлом, машины вышли из под контроля людей. Упорные и жестокие войны между машинами и людьми, известные, как Батлерианский Джихад, положили конец угрозе уничтожения человечества.
Пустынная планета Арракис становится важным местом в Галактике. Там добывается ценное вещество, пряность. С ее помощью осуществлялась космическая навигация. Арракис населяли несколько волн космического человечества. Самые интересные из них, это воинственный пустынный народ – фримены.
Сюжет романа строится вокруг противостояния галактических аристократов Харконненов и Атрейдесов за обладание Арракисом и контроль за меланжем (пряностью). Эту борьбу подогревает сам император Галактики, пытающийся стравить и ослабить ключевые Дома Галактики. Остается добавить, что «Дюна» стала начальным романом цикла «Вселенная Дюны», произведения которого касаются событий как «прошлых», так и «будущих», по отношению к борьбе Владимира Харконнена и Пола Атрейдеса за Арракис.
После смерти Френка Херберта его дело продолжил сын, Брайен Херберт, в соавторстве с писателем Кевином Андерсоном. Ну а предмет этой статьи, роман «Дюна», через год был удостоен «Хьюго», еще одной значительной американской премией в области фантастической литературы (о номинантах этой премии я рассказываю на «Интересной фантастике» Вконтакте, ссылку дам в конце материала).
В музыке тему загадочного и сурового Арракиса попытался передать британский композитор Брайан Ино, написавший музыку к "Дюне" Дэвида Линча. Эту тема и представлена в качестве музыкального сопровождения данной статьи.
В 1967 году, за 1966 год награда досталась великолепному научно-фантастическому роману Сэмюэля Дилэни «Вавилон 17». Это произведение тоже можно назвать знаковым для мировой фантастики. Судите сами, роман получил «Небьюлу» и номинировался на «Хьюго». Более того, «Небьюла» была присуждена книге Дилэни наряду с мощнейшим научно-фантастическим романом Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона» (о нем речь пойдет ниже).
В будущем, человечество освоило и колонизировало космическое пространство, а в галактике идет противостояние межзвёздных политических объединений. Некие Захватчики (кто это и откуда в книге не конкретизируется; известно, что ведущую роль в их объединении играют люди) бросают вызов Союзу, в котором главенствует Земля.
Захватчики широко применяют диверсионную деятельность. Экономике и инфраструктуре Союза нанесён большой урон. Известно, что противник применяет некий код или язык, получивший условное название «Вавилон 17». Для его дешифровки собирается команда под руководством Ридры Вонг, известной поэтессы, полиглота, криптолога, капитана звездного флота.
Роман достаточно не замысловатый, если рассматривать просто фабулу книги. Такая авантюрно-шпионская космическая опера с детективной составляющей. Но язык произведения, люди будущего, описанные в книге, делают фантастику Дилэни выдающейся для своего времени. «Вавилон 17» очень напоминает современную научную фантастику, в которой делается упор на ментальное развитие человечества, мышление людей будущего. Ну и конечно, изюминка романа – лингвистическая составляющая, обыгрывание проблемы кода Захватчиков. Читается книга, не сказать, чтобы легко, но держит в тонусе (сугубо личное впечатление).
В 1960 году премию «Хьюго» получает научно-фантастический рассказ Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона». Киз не самый известный у нас автор, да и не плодовитый. Его перу принадлежат несколько фантастических романов и несколько крупных произведений мейнстрим литературы. Также в багаже автора есть и несколько сборников рассказов.
К 1966 году Киз на основе рассказа пишет и издает одноименный роман, который и получает «Небьюлу» на пару с «Вавилоном – 17». По сюжету произведения, ученые проводят смелый эксперимент по улучшению интеллекта человека. Делают они это хирургическими методами. Добровольный подопытный, Чарли Гордон, работает уборщиком. У него задержка развития или умственная отсталость.
После проведенной операции, умственные способности Чарли стали прогрессировать. В определённый момент коллеги по работе перестают общаться с ним, потому что он намного умней их. Тогда Чарли стал вести дневник, где записывал все изменения, которые произошли с ним и его взаимоотношениями с другими людьми. Рядом с героем романа умнел и еще один участник эксперимента, лабораторная мышка Элджернон. К сожалению, как и бывает в таких сложных экспериментах, не все проходит гладко.
Книга была экранизирована в 1968 году под названием «Чарли». Фильм получил «Оскар» за главную мужскую роль (актер Клифф Робертсон) и сценарий. В дальнейшем, по мотивам романа выходили новые фильмы, телесериалы, театральные постановки.
На сегодня у меня все. Постараюсь продолжить серию обзоров о фантастике, получившей известные в области нашего жанра премии (американскую «Небьюла» и отечественную «Интерпресскон). И постараюсь публиковать такие обзоры с меньшей периодичностью, чем раз в два месяца. Следующий обзор премированной фантастики будет смешанным, включу в него номинантов обеих рассматриваемых наград.
Читайте фантастику.
Подписывайтесь на "Интересную фантастику" Вконтакте https://vk.com/infantastika - там много интересного (в том числе, возможность, после подписки, получать уведомления на публикацию новых статей данного канала).