Найти тему
ПроАвтобизнес

Почему российский автопарк стал иномарочным

За прошедшее десятилетие кардинально изменилась структура российского автомобильного парка. Доминирование иномарок уже стало привычным, но при этом автопарк страны остается возрастным. Какие же иномарки доминируют и определяют рисунок российского парка легковых автомобилей, разбирался наш канал.

Откуда ты, автомобиль?

Интересна структура автомобильного парка страны по месту сборки. Здесь как раз раскрываются источники его пополнения. А в целом картина в генерализованном виде представляет следующим образом. Сегодня чистый импорт автомобилей достиг исторического минимума.

Если в первом десятилетии текущего века преобладал импорт подержанных иномарок, то сегодня этот ручей заметно «усох». Но и импорт новых машин сегодня невысок. В целом же на импортные автомобили, ввезенные в страну в разное время, приходится 37% автомобильного парка Российской Федерации, или 16 678 тыс. единиц (диаграмма 1).

-2

Значительным фактором формирования отечественного автомобильного парка стала сборка иномарок. Автосборочные заводы иностранных автопроизводителей открывались массово на территории страны на рубеже десятилетий. Сегодня их насчитывается полтора десятка. Они активно пополняют российский парк, постоянно увеличивая долю иномарок локальной сборки. На сегодня их продукция в структуре парка составляет 27%, или 12 328 тыс. авто.

Соответственно, на долю автомобилей российских марок, выпущенных на российских же предприятиях, приходится 36% парка автомобилей, или 15 980 тыс. штук. Очевидны и тренды – в перспективе будет расти доля иномарок, собираемых на территории РФ, и доля российских автомобилей. Импортные по происхождению автомобили медленно и постепенно будут сдавать свои позиции самого массового сегмента автопарка страны.

Иномарки «рулят» в парке

По данным АА «Автостат», парк легковых автомобилей России представлен 112 различными марками. При этом свыше 90% приходится всего на 25 марок. В частности, автомобили отечественного бренда Lada занимают 30,6% от общего количества российского автопарка, или в абсолютных значениях 13 млн 706 тыс.

Но сегодня речь не о российской Lada, автомобилей с ладьей на радиаторе.

Сегодня в парке РФ количество иномарок стремительно приближается к символическому уровню, когда из трех автомобилей в России два – зарубежных марок. Всего же на территории страны зарегистрированы, как уже указывалось выше, более сотни брендов, среди них есть и экзотические, и давно канувшие в историю. Резко доминируют первые полтора десятка брендов. Обратим внимание на них и на самые популярные модели иномарок российского автопарка.

ТОП-15 иномарок в РФ (по данным АА Автостат) на 01.01.2021
ТОП-15 иномарок в РФ (по данным АА Автостат) на 01.01.2021

На ТОП-15 марок приходится 23,9 млн автомобилей. При этом топовый парк составляет 78% всех иномарок страны. Численность брендов, перешагнувших один миллион, составляет уже девять, к этому уровню стремительно приближается чешский бренд Skoda (диаграмма 2).

В относительных цифрах лидеры выглядят так. Самая главная иномарка парка нашей страны - японская Toyota, на которую приходится 9% российского парка. Корейские Hyundai и KIA имеют доли в 5,3% и 5,2% соответственно. Среди марок, доля которых в парке составляет более 3%, можно также назвать: Nissan (4,8%), Renault (4,6%), Volkswagen (3,9%), Chevrolet (3,8%) и Ford (3,1%). Первая десятка иномарок – это своеобразный первый эшелон как отечественного автопарка, так и авторынка.

Вот какие за 10 лет здесь произошли изменения.

-4

Но здесь можно выделить два долговременных тренда.

Первый состоит в том, что число корейских автомобилей, которые сегодня являются бестселлерами российского рынка, растет, и через несколько лет они будут занимать две первые строки рейтинга автопарка, отодвинув японскую марку Toyota.

Второй тренд. В связи с уходом GM и Ford из РФ количество автомобилей этих марок лишилось источника пополнения. Соответственно, с течением времени их количество в российском парке будет медленно снижаться, и в конце концов они покинут первую десятку. Правда, произойдет это не так скоро.

Кто же может заместить ушедшие американские марки? Претенденты следующие. Четвертая по численности после Toyota, Nissan и Mitsubishi – марка японских автомобилей Mazda, которых в стране насчитывается 786 тыс. автомобилей. Количество автомобилей марки Honda составляет 757 тыс. штук, но с 2022 года эта японская марка прекращает деятельность в РФ. Поэтому парк Honda будет медленно идти по наклонной: пополнения новых автомобилей не будет, а ввоз праворульных машин мизерный. Также в стране насчитывается 430 тыс. авто бренда Suzuki. Премиальных автомобилей Lexus всего 317 тыс. штук и 261,2 тыс. ед. Subaru.

Доля китайских марок пока низкая. По сути, говорить о наличии большого китайского сегмента в российском автопарке можно будет лишь через несколько лет после существенного увеличения продаж китайских авто на рынке страны.

источник

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются