Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Альбом, собранный на аукционе: Depeche Mode – «Sounds of the Universe»

Время летит крайне незаметно. Альбом, которому я посвящаю сегодняшний рассказ, вышел более 12-ти лет назад! Хотя у многих поклонников по определению он всё ещё отзывается эхом, как «новый альбом Depeche Mode». А его ностальгическое настроение и вовсе отправляет нас лет на 40 назад в давно забытые время.

Поговорим о 12-м студийном альбоме Depeche Mode, недавно отметившим своё 12-летие. Это «Sounds of the Universe».

В каждой эре есть своё знаковое фото. Данное я считаю таковым в эпоху «Sounds of the Universe».
В каждой эре есть своё знаковое фото. Данное я считаю таковым в эпоху «Sounds of the Universe».

Предыдущим альбомом был «Playing the Angel». Наполовину хитовый, наполовину экспериментальный и многими поклонниками поставленный в один ряд с классикой группы. В среде тех, кому совершенно не понравилось направление, взятое во время записи «Exciter», установилось спокойствие. Но вот есть у меня такие подозрения, что в 2009-м лагерь депешистов окончательно разделился на тех, кто всячески «за» и тех, кто решительно «против». Но кто же прав?

Для понимания всей полноты картины нужно конечно знать то, чем жили музыканты из Depeche Mode в конце нулевых. Благо интернет был уже почти у всех и информация поступала исправно. На момент начала записи нового альбома статус участников был таковым:

  • Дэйв – окончательно утвердился в качестве важного сонграйтера группы, выпустив в 2007-м при помощи концертных музыкантов свой второй сольный альбом «Hourglass». Гаан был как никогда преисполнен сил и желания поработать в студии, несмотря на то, что позже признал свою усталость в процессе из-за произошедших с ним в 2009 году событий.
  • Мартин – стал свободным человеком. Свободным как от личной жизни, так и от излишеств (алкоголя). Это позволило ему внести несколько существенных новшеств в работу над материалом, а заодно сочинить тонну интересных песен.
  • Энди – лейбл Toast Hawaii быстро схлопнулся, а посему Флетч снова обнаружил себя отдыхающим. Что же он с этим сделал? Стал больше общаться с прессой, а в студии был как всегда простым «человеком с камерой».

Паренёк, настраивающий аппаратуру на видеозаписи выше – всеми любимый Бен Хилльер, который впервые со времён Флада получил честь поработать над двумя подряд новыми альбомами Depeche Mode в качестве продюсера. Как же так произошло? Объясняет Флетч:

«Мы были очень довольны работой Бена на последнем альбоме. Обычно Depeche Mode не используют одного и того же продюсера дважды. Может быть потому, что один и тот же продюсер не хочет работать с нами во второй раз? Бен со своими методами походил на тирана во время записи нового альбома. Мы записали гораздо больше песен, чем обычно, так что и поработать нам предстояло существенно больше. Он действительно всерьёз занимался своим делом».

Как верно подмечено, к началу записи того, что станет «Sounds of the Universe», Гор уже принёс целую пачку новых песен. Добавьте к этому тот факт, что много песен написал и Дэйв, всё того же продюсера и всё те же студийные локации и вам может показаться, что практически ничего не изменилось. На самом деле отличий от предшественника хватает.

«Sounds of the Universe» стал самым длинным альбомом в каталоге Depeche Mode, превысив на несколько секунд длительность «Ultra». Мартин с Дэйвом сочинили столько материала, что в итоге, не желая отбрасывать многие композиции, пришлось даже выпускать дополнительное делюкс-издание. Получилось целых 18 официально выпущенных новых песен, солидно. В 80-х, к примеру, этого бы хватило сразу на два, а то и на три полноценных альбома.

Ещё немного из той эпохи.
Ещё немного из той эпохи.

Далее, конечно же, важно поговорить о звучании. В отличие от ориентированного на стадионный рок «Playing the Angel», его последователь стал заметно более электронной работой. И здесь следует ответить на заголовок статьи: альбом, собранный на аукционе – не иначе, как увлечение Бена Хилльера скупкой аналоговых синтезаторов, которым сильно заразился Мартин Гор. В результате каждый день в студии появлялась какая-нибудь новая штуковина, из которой и рождалась разнообразная музыка.

Лично мне показалось, что Depeche Mode вновь хотели походить на своих кумиров из Kraftwerk, то есть одновременно быть группой из прошлого, но при этом продолжать внедрять в свою музыку элементы того, как она могла бы звучать в будущем.

И в этом то и заключается проблема в полноценном восприятии «Sounds of the Universe», возникшая ещё в те годы, когда альбом только вышел, и многими поклонниками не принятая до сих пор. Depeche Mode сознательно отказались от сочинения запоминающихся хитовых мотивов и пригодных для концертного исполнения вещей в угоду поискам старой техники на eBay для того, чтобы потом выжимать что-то из этих инструментов, отбросив гитары куда подальше. Но, несмотря на это негативное обстоятельство, лично я бы назвал получившийся альбом в целом довольно удачным. Об этом поговорим далее.

С начала мая и до самого конца 2008 года Depeche Mode работали в студии над новым материалом, который должен был удивить публику. В феврале 2009 года поклонники услышали дебютный сингл, а уже 17 апреля «Sounds of the Universe» увидел свет. Это были самые гладкие студийные сессии группы за очень продолжительный отрезок времени. А может и за все 40 лет работы вместе.

Мысль о том, что именно так могли бы звучать Kraftwerk, если бы всерьёз работали над новой музыкой в XXI веке, посетила меня с первых же секунд «In Chains», открывающей альбом. Настройка Горовских игрушек идёт невероятные для Depeche Mode полторы минуты, исполняя мечту Мартина об импровизированном оркестре электронных инструментов, после чего наконец вступает в дело чудесно заголосивший Гаан:

The way you move
Has got me yearning
The way you move
Has left me burning

«In Chains» сразу же бьёт стандарты по продолжительности для открывающей песни, неспешно переливаясь почти 7 минут. Дальше же троица возвращается в более привычное русло, представляя три подряд сингла разной степени хитовости. Хитовости, которую массы особенно то и не оценили.

Самый известный из них, безусловно, «Wrong». Как говорят сами участники, для них это весьма необычный лид-сингл. А как показал опыт, именно необычный «Wrong» привёл многих современных поклонников в творчество Depeche Mode. И в этом нет ничего неожиданного. С таким креативным видеоклипом и крутым мотивом.

Про «Hole to Feed» я предпочту тактично умолчать (вернёмся к ней при разборе синглов соответствующей эры), поэтому сразу перейду к своей любимой песне с альбома – «Fragile Tension».

Удачное сцепление электроники и мелодичности в куплетной части постепенно переходит в припев, посреди которого неожиданно включается сильно искажённый гитарный запил. В воздухе витает нечто магическое... В рецензиях некоторые отмечали её, как улучшенную версию «Lilian» из прошлого альбома. И с этим даже можно согласиться.

Самое интересное заключается в том, что за исключением ранее упомянутой «Hole to Feed» или несколько затянутой «In Chains», на «Sounds of the Universe» я не смог обнаружить откровенно слабых мест на альбоме от песни к песне. Инструментал «Spacewalker» мы выводим за скобки. Может ещё «Miles Away/The Truth Is» лично мне не зашла. «Hole to Feed», к слову, тоже авторства Дэйва. В этот раз с выбором песен он как-то оплошал.

Фотография с одной фотосессии, что и выделенная в начале статьи, использовалась в оформлении заднего конверта с треклистом.
Фотография с одной фотосессии, что и выделенная в начале статьи, использовалась в оформлении заднего конверта с треклистом.

Три песни Дэйва, сочинённые им в соавторстве с Эндрю Филлпоттом и Кристианом Айгнером (как и на альбоме «Hourglass»), попали на альбом. Две я уже определил в аутсайдеры (уж простите), на вот третья крайне хороша. Речь о «Come Back».

Come back
Come back to me
I’ll be waiting patiently

Как будто специально нарочито назойливая, она прошла долгий путь от демо-версии до своего окончательного варианта. Неспроста Дэйв в первых интервью в честь выхода альбома называл именно эту песню своей любимой.

Мартин был крайне плодотворен в плане сочинения, но при этом очень редко вставал к микрофону сам, зачастую прячась на бэк-вокале. Лишь один раз он сделал исключение для песни «Jezebel». Прошу не путать с одноимённым треком в каталоге Recoil.

Есть на альбоме и классические, но более осовремененные треки Depeche Mode, к примеру «In Sympathy» (точно в моей личной тройке) и «Perfect».

Две композиции Мартин выделил как своих духовных братьев, сочинённых друг за другом – «Little Soul» и «Peace». Вторую из них группа выпустила одним из синглов альбома, при этом Гор раскручивал песню, как одну из лучших, что он вообще когда-либо сочинял. Да и Дэйву она была по душе. В «Peace» получился своеобразный симбиоз из старенькой «See You» и распева в духе «Because» от The Beatles.

Многие же поклонники признали лучшей песней альбома (за исключением «Wrong») финальную «Corrupt». И в целом я вполне готов под этим подписаться. Очередная достойная закрывашка в дискографии группы!

Казалось бы, что 13 песен – это уже слишком много (только на «Exciter» было столько же), но вместе с альбомом Depeche Mode впервые за карьеру выпустили обширный бокс-сет, включавший различные другие вкусности. Например, пять дополнительных песен, из которых особенно хороша «Ghost». А ещё многие демо-версии Мартина, в том числе и самых новых песен. Для фанатов – важная покупка.

Я хотел бы сразу выразить своё мнение об альбоме «Sounds of the Universe». Он – просто чудесный, даже несмотря на высказанные ранее претензии и минусы. Я могу понять, за что его ругают давние поклонники. Когда я первый раз слушал альбом целиком, то после прослушивания первых двух композиций уже начинал разочаровываться. Но с первыми аккордами «Wrong» началась заметная прогрессия вверх. И вот даже такой «искусственно сделанный» материал раскрывается с каждой новой композицией всё больше и держит моё внимание.

Лично я считаю, что выйди этот альбом вслед за «Ultra» – он бы не получил даже малую долю тех отрицательных рецензий в свой адрес, что выходят до сих пор. В этом плане особенно «отличилась» оценка от издания Lenta.ru в год выхода альбома.

Вот один абзац из той рецензии. Поищите в интернете полную версию при желании.
Вот один абзац из той рецензии. Поищите в интернете полную версию при желании.

Послушать альбом ещё раз можно ниже, а теперь я, с вашего позволения, по традиции немного расскажу о туре в его поддержку.

Ещё в октябре 2008 года, то есть когда работа над альбомом даже не была завершена, Depeche Mode созвали пресс-конференцию в Берлине, на которой объявили о предстоящем туре в поддержку пластинки под названием «Tour of the Universe».

Кажется, что всё идёт предельно спокойно, как и работа над самим материалом – новые даты анонсируются друг за другом. Вот уже в следующем, 2009-м, появились и даты концертов в России. Поначалу поклонники могли быть недовольны тем, что группа решает приехать в Санкт-Петербург и Москву лишь под конец турне. Но чуть позже выяснится, что нашим фанатам ещё крупно повезло.

Первое шоу – 10 мая 2009 в Израиле. Группа впервые приезжает в эту страну. В Тель-Авиве они планировали завершать «Touring the Angel», но в тот момент там разразились боевые действия и коллективным решением было принято шоу отменить. В знак благодарности за терпение Depeche Mode начинают там новый тур и... получают негативный отклик:

«Израильская аудитория была разочарована низкой концентрацией хитов на шоу».
Цитата из ежедневной местной газеты «Едиот ахронот».

Что ж, это повод взглянуть на сетлист концерта. И он достаточно крутой – целых 7 песен из нового альбома, многие проверенные хиты, лишь одна «Precious» из «Playing the Angel» и нет ничего с «Exciter». Какие проблемы? Я думал, что люди просто рады увидеть своих кумиров, а тут вот как оно.

Итак, если вы тур за туром обвиняете Depeche Mode в банальном сетлисте, то теперь знаете, на кого можно вешать всех собак, ведь группа позднее принесла извинения израильтянам за экспериментальный треклист. И в итоге к финальному шоу тура, прошедшему в Дюссельдорфе, в сетлисте осталось лишь четыре песни из нового альбома... Причём две из них – кочевавшие с одного шоу на другое «In Chains» и «Hole to Feed».

Кроме того, за день до израильского концерта у Флетча умирает отец. Но он остаётся с группой и по идее собирается продолжать тур. За поворотом же случилось совсем неожиданное, когда уже должен был стартовать второй концерт, запланированный в столице Греции, Афинах. В документальном фильме, посвящённом туру «Tour of the Universe» и его некоторым закулисным событиям, Мартин и Энди рассказывали, что Дэйв приезжал на концерты отдельно в рамках своего собственного ритуала. И вот, когда уже всё было готово и разогрев состоялся, к ребятам приходит Джонатан Кесслер (менеджер DM) и сообщает, что Гаану плохо и он не сможет выступать.

Далее отменяется концерт за концертом, группа держит молчание, пока ситуация не проясняется только к концу месяца. Выяснилось, что вместе с выявленным на МРТ гастроэнтеритом у Дэйва обнаружили раковую опухоль на самой ранней стадии. Чудесное везение, как и в 90-х, не находите? В итоге уже 8 июня Depeche Mode смогли возобновить свой тур и начать очередной триумфальный поход по миру.

До конца тура Дэйв испытывал проблемы только из-за предписаний к вокальному отдыху, посещению лечащего врача и в июле 2009-го из-за полученной травмы икроножной мышцы. Тяжёлый для него выдался год.

Несмотря ни на что, до многих стран и городов группа таки доехала, а для тех, кому не повезло (например, соседней Прибалтике), был подготовлен релиз шоу, основанный на двух концертах в Барселоне в ноябре 2009 года. Как в видео, так и в аудиоформате.

Напоследок нельзя не рассказать о ещё одной важной истории. На той памятной пресс-конференции в Берлине, известившей о начале новой эры, один из журналистов задал группе нетривиальный вопрос:

«Ожидается ли в турне появление Винса Кларка или Алана Уайлдера?»

На что Мартин, как часто бывает, просто отшутился, а Дэйв высказал решительное: «Нет».

К счастью, он был не совсем прав. В декабре 2009 года было объявлено, что Depeche Mode примут участие в необычном для себя мероприятии: дадут благотворительный концерт в поддержку фонда «Teenage Cancer Trust». Отличная инициатива. И в этот момент, видимо, Дэйв вспоминает про тот самый вопрос, решает позвонить Алану, который как раз удачно выполз из своей норы, гастролируя в рамках своего Recoil, и предлагает бывшему участнику воссоединиться с группой на один вечер.

Да, пускай всего на одну песню. Но это того стоило, реакция зала просто бесценна.

И это хороший повод для того, чтобы в следующий раз рассказать об оставшейся части интересной сольной дискографии Алана Уайлдера. С Depeche Mode же мы расстанемся, но как всегда ненадолго. Надеюсь, вам сегодня было интересно.

Все фото взяты непосредственно с открытых источников в сети Интернет. Видеозаписи представлены различными каналами с Youtube.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.

#музыка #depeche mode #зарубежная музыка #музыкальные альбомы #карьера depeche mode от romanist music