Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Две головы лучше, чем одна: Depeche Mode – «Playing the Angel»

Благодарю всех своих читателей за терпение, которое вы проявляете по отношению к выходу на моём канале новых разборов творчества Depeche Mode, в особенности их студийных альбомов. Уже скоро год, как я начал данную тему, она меня очень завлекла и пусть многие мои мнения успели принципиально измениться, я всё также намерен в этом деле дойти до самого конца. А времени до нового полноценного релиза группы, похоже, будет с лихвой. Теперь к делу.

Сегодня мы вернёмся в 2005 год, чтобы послушать и оценить 11-й студийный альбом группы. Рассказ пойдёт о «Playing the Angel».

Известное фото Depeche Mode в эру «Playing the Angel».
Известное фото Depeche Mode в эру «Playing the Angel».

События, последовавшие вслед за выходом альбома «Exciter», оказались огромным толчком к вставшему в очередной раз вопросу о грядущем распаде Depeche Mode. Не секрет, что Дэйв Гаан открыл в себе таланты к сочинительству песен и предлагал свою помощь Мартину Гору в том или ином виде уже в тёмный период «Ultra». Но куда более активно это проявилось во время подготовки к записи следующего альбома в 2000-м. Однако попавшие на десятый альбом песни, как и обычно, принадлежали исключительно авторству Гора, а поскольку и звучание пластинки отражало желание только Мартина, Гаан явно затаил обиду на товарища.

Так началась сольная карьера фронтмена Depeche Mode (о которой я чуть более подробно рассказал здесь) и появился альбом «Paper Monsters», для которого Дэйв сочинил все песни в соавторстве с Ноксом Чендлером. А позже и отправился в одиночное мировое турне в поддержку релиза, выступив со своей группой поддержки свыше 60-ти раз. И несмотря на то, что большим хитом «Paper Monsters» не стал, можно быть уверенным – в этот раз Гаан точно был доволен выбранным направлением.

Сольным материалом пошёл заниматься и Гор (об этом здесь), выпустив полноценный альбом каверов под электронное сопровождение, напоминавшее о недавних временах «Exciter». Несколько концертов Мартин тоже дал, но сказать, что он вложил много сил в раскрутку «Counterfeit²», будет неправильно. Эта работа (как впрочем и другие Мартиновские сольники) больше отвечала лишь его собственным потребностям исполнить хорошие каверы.

Удивительно, но от безделья заскучал даже Эндрю Флетчер. Он основал свой маленький лейбл звукозаписи Toast Hawaii и даже подписал туда интересный коллектив Client. В 2003 и 2004 годах этот электронный дуэт выпустил два альбома на лейбле Флетчера. Периодически он сам ещё и подрабатывал диджеем на вечеринках. Словом, отжигал как мог.

На одной из песен второго релиза Client поучаствовал и Мартин (о чём я небрежно забыл упомянуть в соответствующей статье).

Самое интересное в этот период происходило в прессе. Муссировать слухи в жёлтых изданиях – это одно, но найти прямые цитаты от Дэйва, в которых он говорит практически слово в слово следующее:

«Пока мы не уладим все личностные разногласия – ожидать новый альбом Depeche Mode не стоит».

...оказалось несложно. Вот только странно, что разногласиями принято считать не только крайне необычное музыкальное направление, которое было во время записи «Exciter», но и тот факт, что Гаану принципиально захотелось увидеть песни собственного сочинения на альбоме Depeche Mode. Как бы то ни было, вызов был принят и в конце концов стороны нашли между собой компромисс.

Фактически весь 2003 год, помимо продвижения своих сольных дисков, Дэйв и Мартин потратили на взаимные колкости через прессу. В одной из бесед с журналистами Гаан даже не постыдился назвать Гора диктатором. В этот момент как не вспомнить про Уайлдера.
Фактически весь 2003 год, помимо продвижения своих сольных дисков, Дэйв и Мартин потратили на взаимные колкости через прессу. В одной из бесед с журналистами Гаан даже не постыдился назвать Гора диктатором. В этот момент как не вспомнить про Уайлдера.

В 2004-м от Depeche Mode поклонники дождались лишь одного релиза от группы. Это был первый в их карьере сборник ремиксов «Remixes 81–04», сопровождавшийся синглом на новую версию песни «Enjoy the Silence». Опять же, многие из этих ремиксов так или иначе выходили на других изданиях и ранее, а посему я всё же не стал уделять под них отдельную статью. Но в будущем, возможно, расскажу об обеих частях «Remixes» (вторая вышла в 2011-м, как вы знаете). Кроме того, сингловым изданиям я уже давненько посвящаю отдельные статьи, а посему сегодня о би-сайдах также не будет ни слова.

Разногласия между главными творческими единицами группы всё же были преодолены и вот уже в январе 2005 года начался процесс записи следующего за «Exciter» альбома для Depeche Mode.

«Playing the Angel» записывался около полугода и снова в разных студиях (Санта-Барбара, Нью-Йорк, Лондон), чтобы каждый из участников мог чаще видеться со своей семьёй. Тем не менее назвать сессии целиком и полностью комфортными нельзя. Дело в том, что нарушилась семейная идиллия у Мартина. Прокатилась новость о его разводе с давней женой Сюзанн, даже невзирая на то, что пара уже воспитывала троих детей (младший из который появился на свет в 2002 году). В итоге у Гора вновь обострились проблемы с алкоголем и это растянулось на весь 2005 год. Разумеется, что эти события оказали влияние и на тексты, которые он сочинил, включая самый известный хит с альбома.

Как и многие другие песни с альбома, «Precious» представляет из себя звучание винтажных аналоговых синтезаторов, которыми были полны студии, где работала группа. Если раньше Мартин в основном приносил сырые демо-версии, сыгранные на акустической гитаре, после чего музыканты всячески лепили на их основе фактически новую мелодию, то теперь процесс начался с его работы на электронных инструментах. И тот самый волшебный фортепианный мотив, который проходит через всю песню, не претерпел больших изменений с момента первой версии.

Говорить о тексте «Precious» можно долго, но факты вам точно известны. Мартин сочинил эту песню для своих детей, которые, само собой, тяжёло переживали разлад в семье. Припев здесь говорит сам за себя:

Things get damaged
Things get broken
I thought we'd manage
But words left unspoken
Left us so brittle
there was so little left to give

«Вещи повреждаются, вещи ломаются. Я думал, что мы справимся, но между нами осталась недосказанность. Мы стали хрупкими и между нами осталось мало того, чем можно поделиться».

Помните «Enjoy the Silence»? «Слова необязательны, они могут лишь нарушить гармонию». Вот теперь всё было совсем по-другому.

Но моё любимое место в песне – последний куплет:

I pray you learn to trust
have faith in both of us
And keep room in your hearts for two

«Я молюсь за то, чтобы вы научились доверять нам обоим. И сохранили место в своих сердцах для нас двоих».

В общем, первый сингл с альбома удался. И по тексту он очень трогательный, и по музыке ничего лишнего я не услышал. Несмотря на то, что песня утекла в сеть ещё за пару месяцев до официального релиза (якобы был взломан сайт режиссёра видеоклипа Уве Флада, на котором была сохранена черновая версия проделанной работы), после своего выхода в октябре 2005 года «Precious» стал одним из трёх самых больших хитов группы в британском хит-параде, забравшись на четвёртое место.

А вскоре уже вышел и сам альбом. Случилось это 13 октября 2005 года.

Обложку альбома оформил, как это обычно и происходит, Антон Корбейн. На ней изображено существо из перьев, именуемое Табби Гот или же Господин Перья.
Обложку альбома оформил, как это обычно и происходит, Антон Корбейн. На ней изображено существо из перьев, именуемое Табби Гот или же Господин Перья.

«Playing the Angel» был закономерно объявлен поклонниками, особенно отклонившим звучание «Exciter», возвращением к так называемым истокам Depeche Mode. Правда открывающая альбом «A Pain That I'm Used To», позднее вышедшая вторым синглом, встречает слушателя надрывным криком сирены, как будто бы извещая пожарную тревогу, больше напоминая мне о том, что передо мной современная рок-группа. Тем не менее плотность пластинки меня приятно поразила, так как альбом начинается с пяти подряд безусловно отличных песен.

Очень интересна вторая композиция – «John the Revelator», посвящённая напрямую теме Библии. Это фактически переработка старой вещи 30-х годов.

Треклист альбома состоит из 11 песен и одной инструментальной интерлюдии. Три из этих песен сочинил Дэйв Гаан (хотя соавторство на альбоме он делит с концертным ударником группы Кристианом Айгнером и Эндрю Филлпоттом, которые позже помогут фронтмену со вторым сольником). Лучшая из них – безусловно «Suffer Well» и вот по её тексту я бы оценил влияние Мартина на строчки, сочинённые Дэйвом.

«Suffer Well» начинается прямо в лоб:

Where were you when I fell from grace
A frozen heart an empty space

«Где ты был, когда я впал в немилость? Холодное сердце, пустое пространство».

Что же это, как не прямое обращение фронтмена к теперь уже бывшему единоличному автору текстов с отсылкой на события в 90-х? Дэйв умирал, когда Мартин очень хотел сочинять альбом «Ultra». Правда виноват тут каждый из них. И благо Гаан всё ещё с нами.

Второй куплет, к слову, раскрывает тему ещё больше:

An angel led me when I was blind
I said take me back I've changed my mind
Now I believe

«Ангел вёл меня, когда я был слеп. Я сказал: верни меня обратно, я изменился, теперь я верю».

Ангел – это жена Дэйва Дженнифер. Она же появляется и в видеоклипе, первом со времён «Useless», где за режиссёрское кресло сел Антон Корбейн. В нём есть и камео менеджера группы Джонатана Кесслера, и Гор в подвенечном платье. Шикарно. И эта работа вполне иллюстрирует две стороны Гаана: где бы он был, если бы ему никто не помог (умирающим от холода), и кем он стал в действительности (счастливым семьянином с продолжающейся карьерой).

Две другие песни Дэйва«I Want It All» и «Nothing's Impossible» – для меня меркнут на фоне «Suffer Well». И, к сожалению, две спетых Мартином песни – «Macro» и «Damaged People», мне не сильно нравятся. Причём первая по многим ссылкам в интернете и вовсе признаётся самой сложной для понимания текста за всю карьеру Depeche Mode.

Не одно поколение людей, похоже, пытается выяснить, что нужно увидеть людям в микрокосмосе через макровидение. Как будто это группа Muse опять ударилась в свои загадочные темы.

Треклист на CD-версии альбома.
Треклист на CD-версии альбома.

Пару слов о продюсере, которого часто поклонники Depeche Mode вспоминают недобрым словом. Бен Хилльер имел не настолько уж весомый послужной список до появления в штате группы и в основном это была работа с британскими рок-коллективами вроде Blur или Doves. Вот как сам Мартин объяснял выбор в пользу Бена:

«На этот раз мы действительно хотели, чтобы кто-то наблюдал за проектом, и мы говорили, что нам действительно нужен кто-то вроде своего директора школы, который контролировал бы нас и следил за тем, чтобы мы двигались в верном направлении».

Прозвучало ещё пара интересных фраз. Дескать в отличие от Тима Сименона и Марка Белла Хилльер не является большим фанатом Depeche Mode, а следовательно он и не имел огромного представления о том, каким должно быть привычное звучание группы. Тем не менее, по словам очевидцев, Бен был страстным любителем электронной музыки и коллекционером старых аналоговых синтезаторов. В этом он точно нашёл общий язык с командой, о чём вполне свидетельствует тот факт, что и в следующих двух альбомах группы он принимал непосредственное участие как продюсер.

Бен в студии.
Бен в студии.

Есть ещё три песни на альбоме, которые мне очень нравятся. «The Sinner in Me» с её жужжащими эффектами (причём, по словам продюсера, на демо она звучала едва ли не как регги). Предпоследняя песня «Lilian» (по идее нам бы хорошо знать, кто такая Лилиан, но этого не знает сам Мартин) хороша настолько, что даже недостойна быть сыгранной на хотя бы одном концерте группы когда-либо.

Но особое место занимает на альбоме финальный шедевр «The Darkest Star», одна из самых продолжительных песен Depeche Mode, своим настроением возвращающая нас ненадолго во времена «Ultra» и всеми любимой «In Your Room» из «Songs of Faith and Devotion».

Из неё же пришло и название альбома.

Oh you sad one
Playing the angel
Isn't so easy where you're from

Редкий случай использования строчек из текста для названия альбома Depeche Mode – в этом плане вспоминаются лишь «Pipeline» из «Construction Time Again», «Lie to Me» из «Some Great Reward», да и собственно «Black Celebration».

Ещё одно фото группы тех времён.
Ещё одно фото группы тех времён.

Как всегда несколько слов и о турне. «Touring the Angel» вместил в себя целых 124 концерта по всему свету, что является самой продолжительной программой Depeche Mode со времён великого и печально известного «Devotional/Exotic Tour».

И я могу сказать, что опять же впервые с 1993/94 годов просмотренные шоу оставили у меня действительно положительное впечатление по динамике и банальному развлечению как слушателя. Оформление сцены весьма впечатляющее, особенно эти космические синтезаторы. И никаких бэк-вокалисток. Но при этом я не могу сказать, что доволен треклистом концертов, да и игрой того же барабанщика Кристиана Айгнера. Порой казалось, что он ещё больше уверен, что находится именно в рок-группе.

Из самого «Playing the Angel» так и не сыграли ни одной из двух его финальных песен (что я считаю колоссальным упущением). Ряды неявных треков из «Violator» вновь полновесно сменились на всем известные синглы, причём та же «Policy of Truth» звучала ну очень пресновато.

Вернулись и другие хиты, которых не было на «Exciter Tour». Но совершенно поредели ряды «Ultra». И ладно бы «It's No Good», а ведь «Barrel of a Gun» заняла бы крайне достойное место в подобном туре.

Пришлось довольствоваться одной лишь «Home». Причём даже не в оригинале, а в ремиксовой обработке Air.

Но были и приятные сюрпризы. Впервые за 20 лет в сетлист вернулась «Photographic». Когда смотрел впервые шоу группы на фестивале «Rock am Ring» в Германии – просто не мог поверить своим ушам поначалу.

И, конечно же, главный возвращенец – «Leave in Silence» в исполнении Мартина.

А ещё очень приятным было завершение многих концертов впервые звучавшей в программе Depeche Mode колыбельной «Goodnight Lovers».

Всё это закономерно закончилось ещё одним DVD-релизом для группы, а именно записью двух шоу близ Милана в феврале 2006-го. Снял концерт уже не Антон Корбейн, а Блю Лич и это стало заметно сразу – множество эффектов, множество съёмок поклонников группы. Естественные эмоции, как они есть.

А теперь можно и к выводам от автора. На мой взгляд, «Playing the Angel» – куда более сильный и цельный альбом, чем его предшественник. Даже не самые удачные композиции, которые я перечислил, не нарушают общую картину. Тем более, что сюда вошли ещё и последние по-настоящему громкие хиты Depeche Mode. Единственная моя настоящая претензия – чересчур сильное увлечение громкостью. Но кому то и это может оказаться странной придиркой.

Однако называть «Playing the Angel» так называемым возвратом к корням группы я бы не стал. Этот альбом делали уже совершенно другие, взрослые ребята, которые наконец договорились, как и что им лучше делать совместно, если есть желание сохранить Depeche Mode как единый механизм. В том же 2006-м Мартин развёлся и бросил пить навсегда, а уже через год Дэйв выпустил свой второй сольник, спасаясь от периода очередного безделья. После чего они продолжили совместную работу как группа, но об этом уже в другой раз.

Полностью прослушать альбом можно по ссылке ниже:

Playing the Angel (Deluxe)

Как всегда в комментариях жду вас, дорогие читатели, с мнением касаемо альбома, о котором я написал столь внушительный материал и надеюсь, что не слишком утомил. Как вам «Playing the Angel»? Считаете ли это возвратом Depeche Mode в форму и кто из двух авторов сочинил более удачные песни? Давайте пообщаемся на эту тему.

Все фото взяты непосредственно с открытых источников в сети Интернет. Видеозаписи представлены различными каналами с Youtube.

На этом всё.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.

#музыка #depeche mode #зарубежная музыка #музыкальные альбомы #карьера depeche mode от romanist music