Добрый день, уважаемый читатель!
Это уже какая-то «Санта-Барбара» «Двух капитанов» Вениамина Каверина!
Такими темпами мой канал скоро виртуальным музеем данной книги сделают! Но хочется логически завершить данную публикацию.
Повторюсь, это не первая статья о сюжете романа, есть: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, кто хочет ознакомиться, просто кликните по интересующей части. Как и раньше, свои комментарии к сюжету буду выделять курсивом. Основным событиям даю заголовки, а нумерация продолжается от предыдущих частей.
28. Трудная дорога.
Итак, Саню бросил подлец Михаил Ромашов, а сам ушёл. Но Григорьев не зря стал полярным лётчиком, упорства и стремления ему не занимать. Саня ползёт в противоположную сторону от той, куда ушёл Ромашов, туда, куда ушли ранее санитарки с бойцами за дрезиной. По дороге ему попадается та самая медсестра, тёзка жены. Она лежит и со стороны вроде даже цела, но перевернув её Григорьев видит, что немцы расстреляли Катю в лицо, от которого ничего не осталось. Девушка возвращалась обратно за Саней, возможно, остальным удалось осуществить задумку с дрезиной. Но её убили фашисты. И, как и следовало ожидать, Ромашов опять плохо судил о людях, которые хотели помочь им с Саней.
29. Госпиталь.
Где в бреду, где в памяти, Григорьев чудом добирается до своих. И попадает в госпиталь. На длительное лечение его отправляют подальше от фронта. Саня пишет Кате в Ленинград, но супруга молчит, её нет там. Самые тревожные и дурные мысли одолевают Саню. А ещё он стал немного прихрамывать. И это очень, очень пугает Григорьева тем, что ему не разрешат больше летать. Прошло некоторое время и близится выписка Сани и контрольная медицинская комиссия. Хромота прошла, но если Григорьев волнуется, начинает припадать на раненую ногу. Встретив знакомую по службе, Саня просит её помочь попасть в Ленинград. Женщина имеет связи в военном руководстве. Знакомая обещает похлопотать, чтобы в этот провинциальный город на Григорьева, как на военного лётчика, пришёл вызов. Спросите, зачем такие сложности? А вот не может сам военнообязанный, да ещё и лётчик, убыть в желаемое место по-своему усмотрению!
30. Выписка и новые сложности.
Но на комиссии Сане продлевают отпуск на полгода по состоянию здоровья, нет не из-за ноги. Врачам не понравилось его дыхание.
Саня очень расстроен. Для него такой диагноз - приговор, теперь у него нет крыльев. Но даже из свинства можно извлечь кусочек ветчины. И Александр, как отпускной, без всяких административных барьеров, отправляется на поиски Кати в Ленинград. Но в Ленинграде Кати нет, дом в котором она жила разбомблен. После долгих мытарств Сане сообщают, что Катю увёз самолёт. Но куда - никто не знает. Врач, которая её отправила, сама ушла на фронт. След супруги обрывается.
31. Поиск Кати, новое назначение.
Не зная, куда податься, Григорьев обзванивает всех знакомых в Ленинграде, но нигде абоненты не отвечают. Разрушены дома, кто-то умер от голода. И только когда Саня набрал моряка, который помогал организовывать экспедицию по поиску капитана Татаринова, пошли долгие гудки, а потом моряк ответил. Знакомый с флота позвал Саню к себе. Оказывается, моряк забежал домой за вещами, и Саня застал его случайно. Знакомого срочно вызывает адмиралтейство по назначению на северный флот - немцы и там шалят. Моряк зовёт Саню с собой, обещая всё устроить, полярные лётчики очень нужны. Саня соглашается, но просит отсрочки, чтобы напасть на след потерянной супруги. Моряк соглашается.
Саня едет в Москву, в надежде найти след жены через общих знакомых. В метро видит Николай Антоновича. Тот вполне здоров и делает вид, что не заметил Григорьева. Саня тоже не стремится с ним беседовать, и они не пересекаются. Саня заглянул на квартиру к Вале (тот стал профессором, но дома его не было), написал ему записку. Вспомнив про своего учителя географии, Григорьев заглянул и к Кораблёву. Того тоже не оказалось дома…
32. Новые факты, нежданная встреча.
Прогуливаясь по городу и думая как поступить дальше, Григорьев замечает дом, в котором, по Словам Кати, жил Ромашов. Саня решительно идёт в гости к Ромашову. Но дверь ему открывает не Михаил, а кто? Нет не Катя, как вы думаете кто? Некто фон-Вышимирский, тот человек, у которого когда-то Ромашов обманом забрал документы для шантажа Николай Антоновича. Теперь же фон-Вышимирский служит у Ромашова секретарём опять, в надежде на то, что Михаил поможет ему с пенсией. Поначалу Вышимирский даже не хотел пускать Саню в дом. Но Григорьев надавил на то, что хозяин расстроится, если Вышимирский не позволит гостю обождать его дома. Вышимирский впускает гостя. Саня пытается разговорить Вышимирского и напомнить об их встрече. Старик вспоминает только Кораблёва и оттаивает, а Григорьев замечает большой портрет Кати в кабинете Ромашова через приоткрытую дверь. Катя во весь рост в беличьей шубке. Да опять подумал я, слушая это, неплохо девушка жила - беличьи шубки носила, вот тебе батенька и СССР… Тем временем, от Вышимирского, который разговорился, Александр узнаёт, что Ромашов выхлопотал себе бронь и ищет одну женщину, которую очень любит, а Вышимирский ему в этом очень помогает, закидывая письмами все инстанции. Вот так! Кто-то воюет, а кто-то, имея бронь, занимается личными делами! От Вышимирского Саня узнаёт, что Катя где-то в Сибири.
33. Ловушка.
И тут в дверь постучали. Заявился Ромашов. Саня встал так, чтобы не вызвать подозрения старика, и чтобы Ромашов его не увидел. А когда Михаил Ромашов зашёл квартиру Саня выскочил, отрезая путь к отступлению. Вышимирского Саня толкнул в кресло и тот сел, а Ромашова затащил в кабинет для беседы.
Сперва Григорьев возвращает своё личное оружие, но патронов в пистолете нет. Ромашов давит на жалость, что только благодаря ему Катя выжила, но, не видя жалости в глазах Сани, начинает обвинять его в своих неудачах в жизни. Михаил сознаётся, что организовал провал экспедиции по поиску капитана Татаринова, как он радовался, когда нашёл заметку в газете о гибели Сани, как расстроился когда узнал, что Саня выжил. Саня записывает на лист все признания Ромашова, а после заставляет поставить в низу подпись. Разговор с Ромашовым прерывает стук в дверь. Явилась милиция для ареста Ромашки, за какие-то махинации с продуктами питания. Ромашова уводят.
34. Движение к окончанию романа.
Итак, самый сильный враг повержен. Остался Николай Антонович, а для хеппи-энда нужно найти Катю. Саня становится военным полярным лётчиком. И даже встречает на полярном флоте Доктора Иван Иваныча. У последнего горе - на фронте убит сын Володя, который, будучи ребёнком, читал Сане свои стихи про ненцев. Но жизнь продолжается, Саня летает и бомбит флот противника в полярном круге. Однажды Саню отправляют отыскать прорвавшийся вражеский эсминец (многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль, предназначен для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами). Корабль затерялся как иголка в стоге сена. Но враг в тылу - это большая опасность. Сане со штурманом почти случайно удалось-таки обнаружить врага и уничтожить, однако сам самолёт получил повреждения. Лётчикам срочно пришлось искать землю, чтобы сесть.
35. Находка.
Ещё перед вылетом, Григорьев был удивлен, что сектор поиска вражеского эсминца совпадает с вычисленным положением места гибели капитана Татаринова. Приземляясь, летчики ориентировались на маленький домик-будку. Полагая, что это электромаяк. Самолёт был негоден больше к полётам. После посадки отдыха и обеда оставили стрелка охранять самолёт, а сам Григорьев вместе со штурманом двинулись искать помощь и людей. Но спустя некоторое время, они стали находить разбросанные вещи и палатку. А вскоре был и найден замороженный труп самого капитана Татаринова! Капитан прикрыл своим телом прощальные письма… Татаринов, последний умирающий член экспедиции, понимал, что ему не спастись, а потому закрыл своим телом сумку с письма в надежде, что так письма дождутся, пока их найдут. Григорьев говорит: «Я был поражен, узнав, как близко подступила жизнь к этому месту, которое казалось мне таким бесконечно далеким. В двух шагах от огромной морской дороги лежит оно, и ты была совершенно права, когда говорила, что "отца не нашли лишь потому, что никогда не искали". Между маяком и радиостанцией проведена телефонная линия, и не временная, а постоянная, на столбах. Горнорудные разработки ведутся в десяти километрах к югу, так что если бы мы не открыли стоянку, через некоторое время шахтеры наткнулись бы на нее» Хочется непременно добавить, а если бы сейчас Григорьев Саня посмотрел на эти места, был бы поражен деградацией всех северных советских построек…
Письма и непроявленные фотоплёнки - самые ценные доказательства. Григорьеву удалось уговорить фотографов поработать с плёнками и процентов 30 из найденного было восстановлено.
Часть материалов Саня публикует через географическое сообщество. Живёт в заполярье рядом с доктором Иван Иванычем и летает на боевые вылеты.
36. Встреча.
Однажды, вернувшись с вылета, Саня забежал к доктору и увидел Катю. Оказывается, Катя тоже искала Саню. И в Москве они разминулись с ним, Катя остановилась на квартире у Вали, а Саня ещё подумал: « ...платье на Катино похоже, наверное, Валька любовницу завёл...» семья-то в эвакуации Валькина! А потом Григорьев пошёл на разборки к Ромашову, вернул себе пистолет, но упустил жену. Я б, наверное, лучше без пистолета остался на его месте :). А Ромашова и так «закрыли». В итоге Катя долго не могла найти Саню, поскольку тот стремительно упорхнул в полярную авиацию, его адреса не было. Но верная и упорная жена нашла любимого. Воссоединение пары случилось.
37. Разоблачение.
Материалы писем капитана Татаринова, несмотря на войну, взбудоражили географическое сообщество. Война движется к завершению, 1944 год. Уж не знаю, как они нашли время, но Григорьев Александр выступает с докладом в географическом сообществе. Ранее, при вызове на допрос по делу о Ромашове, Саня узнаёт, что Ромашову светит 10 лет, а у кабинета следователя Григорьев пересекается с Николаем Антоновичем. Тот не знает, как реагировать, но вежливо беседует с Саней в надежде «прощупать почву». Аккуратно Николай Антонович заявляет: «Я рад, что мы с тобой восстановили светлую память моего брата». Саня, скрипя зубами, говорит что тоже рад. А Николай Антонович успокаивается и спокойно принимает приглашение на доклад в географическом сообществе. При докладе Саня раскрывает путём посмертных писем Татаринова истинную роль Николая Антоновича в экспедиции.
Николай Антонович Татаринов роняет свою палку, он в шоке. Ни кто не арестовывает Н. А. Татаринова - он раздавлен морально. Кому нужен этот одинокий старик-обманщик?
38. Эпилог.
Господи, ну наконец-то! Я добрался до конца пересказа «Двух капитанов». Вы думаете, я один такой? Те, кто до меня пересказывали роман в интернете, обычно начинали съезжать с повествования после начала войны. Заглядывал -знаю.
Итак, продолжим:
Саня и Катя в отпуске навестили Сковородниковых, в Энске (родной город Сани). Петр пришёл с фронта демобилизованным по ранению. Я не писал ранее, но Пётр, друг Сани и муж Саниной сестры, был художником. Поэтому теперь он пишет картины военной тематики, война ещё идёт.
Сына Петра, Петеньку, так же привезла к отцу Нина Капитоновна, и она-таки вернулась в свой родной Энск, Ведь именно тут жили Татариновы, пока не пропала экспедиция. У Петра продолжается серьёзная переписка с Катиной военной ленинградской подругой. Предположу, что если она вернётся с фронта, у Петеньки появится новая мама. На месте гибели капитана Татаринова установлен памятник, который видят все проплывающие и пролетающие судна.
Надеюсь, тебе читатель понравился мой пересказ романа «Два капитана» Вениамина Каверина, это только каркас романа, подробности можно узнать только читая саму книгу. Поверьте их там ещё очень много!
Источник картинок взят с сайта живого журнала тут. Там (мотайте в самый низ на иллюстрации) представлены картинки из журнала "Костёр" где автор публиковал свою еще недописанную книгу впервые.
Но на этом разговор о романе не закончу. Хочу тебя, читатель, ещё познакомить с обзором по экранизациям данного романа. До новых встреч!