Сегодня хочу показать вам документы, связанные с расселением приезжающих на КАМАЗ по близлежащим деревням.
К началу строительства КАМАЗА в городе Набережные Челны насчитывалось около 30 000 жителей. И вот со всех концов на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку стали приезжать строители. За один только 1970 год численность города увеличилась в 1,5-2 раза. Где размещать вновь прибывших? Кому повезло, устраивался в немногочисленных общежитиях, кто-то снимал комнаты в частных городских домах, кто-то располагался в вагончиках временных посёлков, кто-то строил собственные времянки.
Определённую часть строителей КАМАЗа расселяли по близлежащим деревням.
Известен такой факт, что Наурбиев Умат Гирей Камбулатович – бригадир скреперистов КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ (внизу на фотографии) поначалу квартировался в деревне Карманово и, чтобы добраться до места работы в Набережных Челнах, ежедневно тратил на дорогу больше часа только в один конец.
Как правило, расселение вновь прибывающих было организовано на основе вот таких запросов.
Внизу вы можете посмотреть документы и сравнить количество проживающих в той или иной деревне на протяжении 1970 года.
Данные по состоянию на 28 января 1970 года.
Сведения по состоянию на 18 февраля 1970 года. Общее количество проживающих в частных домах только 291 человек. Наибольшим спросом пользуются дома в Орловке и Мелекесе.
Данные по состоянию на 10 ноября 1970 года.
О том, почему приезжающие не селились в деревнях поближе к месту работы, рассказывает письмо секретаря парткома КГЭС Р. Мулюкова первому секретарю Набережночелнинского горкома КПСС Беляеву Р.К. от 4 марта 1970 года. В письме прямо указывается, что руководители Суксинского сельсовета отказываются принимать приезжающих.
В фондах Музея КАМАЗа сохранена докладная председателя Нижне-Суксинского сельсовета, из которой видно, как встречали рабочих в этой деревне. Местный председатель делает попытку оправдаться, сказать, что местные власти не виноваты, мол, это строители - пьяницы.
На пьянство приезжающих ссылался и председатель Новотроицкого сельсовета в докладной от 12 марта 1970 года.
Председатель Больше - Шильнинского сельсовета пишет докладную о том, что от их населённого пункта далеко добираться до рабочего места. Поэтому рабочие и не выбирают Большую Шильну и Ильбухтино…
А вот председатель Старо-Гардалинского сельсовета смог разместить у себя 130 рабочих, но возникли другие проблемы: в магазинах нет крупы, не организован подвоз хлеба для рабочих.
Да, проблем хватало. Размеренную и спокойную жизнь деревень нарушали энергичные, порой горластые, порой выпивающие и нарушающие общественный покой молодые и не очень строители КАМАЗа.
22 июля 1970 года созывается IX сессия Челнинского районного совета, где председатель исполкома Челнинского районного Совета М.Н. Низамов делает доклад о мерах по размещению прибывших рабочих на строительство автозавода в сельской местности района. Прочтите этот интересный документ полностью.
Внизу решение исполкома Челнинского районного Совета депутатов трудящихся от 9 марта 1971 года.
Чтобы принять в близлежащих деревнях новых приезжающих вновь полетели запросы на размещение рабочих.
Документ внизу показывает, где и сколько проживало строителей КАМАЗа по состоянию на 1 января 1971 года.
По состоянию на 1 марта 1971 года картина с расселением первопроходцев была вот такая.
А люди всё приезжали и приезжали на КАМАЗ... О том, как проблему расселения первопроходцев КАМАЗа решали другим способом, расскажу в следующий раз.