В комментариях к моей статье по фильму «Жестокий романс» обсуждалась возможность честного труда для Ларисы:
Платье Ларисы, за которое Карандышев торговался с модисткой. Почему бесприданнице был нужен Кнуров?
Мол, ей не обязательно было выбирать между Карандышевым и Кнуровым, можно и самой зарабатывать. Не хочешь в учительницы, так иди в актрисы.
Но реальность была такова, что актрисам приходилось иметь покровителей. Иначе не только не заработаешь, а тебя съедят.
Не буду пересказывать трагическую историю знаменитой актрисы Варвары Асенковой. Это ещё первая половина 19 века.
А как было во второй, показано в пьесе Островского «Таланты и поклонники» (1881 год).
По ней снят превосходный фильм (1973 год). Который… Ну, разумеется, не отреставрирован. Как нечто устаревшее и ненужное. Хотя именно в наши дни этот фильм очень актуален.
Костюмы там, кстати, хороши. Но поскольку кадры затемнённые, разбавлю статью картинками из журналов мод.
Самые узкие платья в 19 веке. Мода 1880-1881.
Провинциальная актриса Александра Негина – порядочная девушка. Она умна и талантлива, публика её обожает. Но платят ей гроши. Негина и её мать живут в убогой квартирке и едва сводят концы с концами.
Пожилой князь Дулебов предлагает Негиной стать его содержанкой. Она с отвращением отвергает его…
И он тотчас начинает вредить ей. Сперва устроил так, что её бенефис назначили в самом конце ярмарки, лишив Негину возможности заработать.
А потом с ней не возобновили контракт весьма подлым образом.
«Вы должны были предупредить меня заранее,– говорит Негина антрепренеру, – у меня были приглашения от других антрепренеров, я всем отказывала, я верила вашему слову»…
На это антрепренер говорит, что не может отвечать за каждое своё слово.
- Мир искусства – это не только «мир чистого служения искусству». Это ещё и мир зависти, интриг. А главное – мир купли-продажи.
Негину выручает заезжий делец Великатов. Он заранее оплатил её бенефис по максимальной цене. А потом так ловко повёл дело, что все дорогие билеты оказались раскуплены, а зал – полон.
Великатов делает Негиной заманчивое предложение. Отправиться с ним в его роскошное имение, хорошо отдохнуть там за лето, а после…
«Осенью мы с очаровательной хозяйкой едем в один из южных городов, она вступает на сцену в театре, который совершенно зависит от меня, вступает с полным блеском; я наслаждаюсь и горжусь ее успехами»…
У Негиной есть жених Петя, которого она любит. Но она принимает предложение Великатова почти без колебаний.
Не потому, что польстилась на деньги. Просто между любовью и сценой она выбирает сцену.
Можно ли осуждать её за это? Я считаю, что нет.
«Ты хороший человек, – говорит Негина на прощание своему жениху. – Всё, что ты говорил – правда, так и надо жить всем. А если талант? Если я родилась актрисой? Я актриса... Если бы я и вышла за тебя замуж… Нет, я бы всё равно скоро бросила тебя и ушла на сцену! Разве я могу без театра жить?»
Негина уезжает с Великатовым. А её подруга актриса Смельская собирается стать содержанкой противного князя Дулебова. Она бы и рада уехать с Великатовым, да не позвал.
А без богатого покровителя актрисе никак.
Тут дело даже не в том, что никуда не пробьёшься. А просто не дадут спокойно жить и работать.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!