Детское творчество удивительно и разнообразно. Когда ребенок творит, не так важен конечный продукт, как сам процесс. Вдохновение, интерес, радость, ощущение всесильности «неужели это я сам придумал, сделал?». Для родителей важно не помешать любопытству, не нарушить эту гармонию, направить творческую энергию в нужное русло.
В чем польза творчества для развития личности
Палитра детского творчества весьма обширна: и рисование, и лепка, вырезание из бумаги и аппликация, танцы, музыка, всевозможные поделки. И все это удивительным образом влияет на развитие личности ребенка
- Развитие мелкой моторики – ребенок приучается делать что-то руками, тренирует пальчики.
- Дисциплинированность – старается довести дело до конца, не бросать начатое.
- Усидчивость – ведь так интересно посмотреть, что получится из этого куска бумаги, если как следует поработать ножницами!
- Самооценка – ощущение того, что можно сделать что-то интересное, новое, необычное, воплотить собственную идею, здорово повышает самооценку. Вспомните себя, когда получалось решить какую-то сложную задачу или осваивали какой-то новый навык.
- Адаптация – творческий подход помогает найти решение для многих жизненных задач, с которыми сталкиваются дети.
И конечно, творчество просто приносит радость ребенку, когда он с головой погружается в мир фантазий, в захватывающий процесс, включает воображение. А для родителей — это шанс побыть с ребенком вдвоем не в повседневной обстановке, когда сплошное «накормить-уложить-переодеть-помыть-опять накормить», а в процессе игры, когда можно просто отдохнуть. Звучит, конечно, не слишком правдоподобно – отдых во время игры с ребенком (ведь столько всего надо еще сделать!). Но отвлекитесь, расслабьтесь, позвольте своему внутреннему ребенку повеселиться: порадуйтесь новой каляке-маляке или корявой елочке из пластилина, примерьте новые бусы из макаронин или
Чему можно научить ребенка с помощью творчества
Заниматься с ребенком можно с полутора лет. Но многие педагоги рекомендуют начинать занятия примерно с трех лет. В три года ребенок умеет разговаривать и может объяснить свои действия.
- Просите ребенка объяснить то, что он делает. Почему он нарисовал именно такой домик? Почему груша красного цвета, а не зеленого? Таким образом, ребенок учится объяснять свои действия, правильно формулировать свои мысли.
- Можно учить ребенка презентовать то, что он сделал. Например, ребенок нарисовал домик. Дайте задание – пусть придумает, кто живет в этом домике и почему.
- Задавайте вопросы. Когда ребенок рисует, лепит или собирает конструктор, важно не просто хвалить его – ого, какая крутая машина! Важно будет спросить у него об этой машине – а почему у нее пять колес? Что это за машинка? Разрешайте и детям задавать вопросы (как бы вы от них ни уставали). Детская любознательность – один из движущих факторов развития критического мышления.
Как создать условия для творчества
Для творчества лучше выделить небольшой уголок в квартире. Заранее приготовьте материалы, с которыми будете работать.
Не настаивайте на чем-то своем. Пусть ребенок выберет то, что ему нравится. Как правило, малыши больше любят пальчиковые краски, от года до трех лет – рисование и лепку, от трех до пяти лет – вырезание, аппликации, лепка, рисование, конструирование и т.д.
Важно, выбирать то, что будет по силам ребенку, иначе он достаточно быстро остынет к процессу творчества.
Не критикуйте. Помните, это работы не на выставку или для того, чтобы похвастаться своим ребенком. Хвалите, подчеркивайте плюсы, поддерживайте. Если есть минусы – посоветуйте, как можно сделать лучше или аккуратнее, но не навязывайте своего мнения. Помните, творчество – это свобода.
Если вас беспокоит грядущий беспорядок, предупредите ребенка, чтобы он помог вам убрать все после игры. Так вы заодно начнете приучать его к порядку, помощи в домашних делах.
Выделите место для выставки работ. Это может быть и дверца холодильника, стена в детской.
Во время творческого процесса уберите из комнаты гаджеты. Если вам нужны идеи для творчества, просто посмотрите их заранее.
Если боитесь, что не справитесь творческим воспитанием, можно отвести ребенка в развивающий центр. Но куда интереснее заново познавать этот мир, по-новому посмотреть на него глазами своего малыша. А чтобы не мешали сомнения, в правильном ли направлении вы двигаетесь в занятиях, рекомендуем изучить тему творчества в детском развитии. Например, вот на таком курсе, который предлагает наша академия https://ncrdo.ru/do/pp-pedagog-do-hudozhestvennoe-tvorchestvo/
Творческих успехов вам и вашему ребенку!