Почти 17 лет назад сверхзвуковой самолет «Конкорд» совершил свой последний коммерческий рейс из Лондона в Нью-Йорк. С тех пор у людей не было возможности полетать на таких авиалайнерах. Однако в ближайшее десятилетие все может измениться.
Взлет и снижение «Конкорда»
1062 километра в час. Именно с такой скоростью движется звук на высоте 11-20 км. Военные самолеты успешно преодолевают этот барьер с 1950-х годов. С пассажирскими рейсами все намного сложнее: было создано всего два сверхзвуковых самолета, способных перевозить обычных людей: советский Ту-144 и британо-французский «Конкорд». Несмотря на то, что Ту-144 был создан раньше, коммерчески он эксплуатировался всего семь месяцев. История «Конкорда» богаче.
Когда в 1960-х «Конкорд» только создавался, авиакомпании всего мира оставили 74 предварительных заказа. Однако в 1970-х стало понятно, что эксплуатация этих самолетов требует огромных расходов, которые несопоставимы с прибылью от уменьшения времени в полете. В итоге было произведено всего 20 «Конкордов», из которых для коммерческих рейсов подходило 14. Они достались национальным перевозчикам стран-производителей British Airways (Великобритания) и Air France (Франция): каждому по 7 машин.
Зона турбулентности
Самым популярным направлением для «Конкордов» был рейс Лондон–Нью-Йорк. Кроме того, они летали в Майами, Сингапур, Мехико, Рио-де-Жанейро и другие крупные города. Обе авиакомпании несли убытки от каждого рейса. Прибыли не приносила даже высокая цена за билеты ($8 тыс. за полет из Нью-Йорка в Лондон и обратно). 25 июля 2000 года в Париже разбился один из «Конкордов», после чего количество полетов на лайнере сокращалось. В 2003 году эксплуатацию полностью прекратили.
Новые горизонты
Прошло два десятилетия непрерывного технологического прогресса. Сейчас разработкой сверхзвуковых самолетов второго поколения занимаются три американские компании.
- Spike Aerospace. Эта компания действует по аналогичному Aerion бизнес-плану и создает частный сверхзвуковой самолет. Она планирует увеличить эффективность своих джетов через полное отсутствие окон в салоне. Их заменят широкие экраны, на которые камеры в реальном времени будут транслировать пейзаж за бортом.
- Boom Technology отличается масштабом планов. В этой компании хотят построить полноценный коммерческий сверхзвуковой авиалайнер, способный за рейс перевозить от 65 до 88 пассажиров.
Шум не в тягость
Эксперты говорят, что простое создание пассажирского сверхзвукового самолета не станет прогрессом. Такие технологии у человечества есть уже более 40 лет. Инженерным прорывом будет увеличение эффективности такого лайнера в двух сферах: экономической и экологической.
«Конкорд» был очень шумным. В физике есть термин «звуковой удар». Это звуковая волна, которую производит объект, движущийся со сверхзвуковой скоростью. Она достигает такой силы, что из-за нее могут лопаться окна. Например, на этом видео стекла в здании бразильского верховного суда рушатся именно из-за звукового удара, произведенного военными самолетами.
Важно отметить, что звуковой удар происходит не один раз в момент разгона. Шумовые волны движутся вместе с самолетом. Те, над кем он пролетает, слышат два громких хлопка: от фюзеляжа и хвостового оперения авиалайнера. По уровню шума их можно сравнить с отбойным молотком, работающим в метре от человека. Из-за этого большая часть полетов сверхзвуковых самолетов первого поколения проходила над океанами. Инженеры из NASA годами работают над снижением громкости звукового удара. Если их испытания станут успешными, шум уровня отбойного молотка при разгоне самолета снизится до звука закрывающейся двери автомобиля.
А мне летать охота
Для Aerion и Spike разработка этой технологии крайне важна, т.к. в их планах производимые джеты будут летать везде, а не только над океанами. Компанию Boom это не так волнует. Они строят самолеты, которые точно будут громкими.
Первые две компании будут производить джеты для сверхбогатых людей, которым престиж важнее удобства. Такие клиенты ценят скорость и предпочитают регулярным рейсам аренду бизнес-джетов. А Boom планирует продавать свои самолеты коммерческим авиалиниям. Они обещают, что пассажиры будут платить за один билет на их лайнере цену бизнес-класса, а не премиум, как это было с «Конкордом».
Убытки от проекта «Конкорд» терпели и британские, и французские авиакомпании. А таким компаниям как Aerion, Spike и Boom осталось только модернизировать идею из 1960-х годов. Несмотря на амбициозность, проекты вполне осуществимы. Скорее всего, в ближайшие 10–20 лет полеты на сверхзвуковых самолетах возобновятся.
Автор: Семен Башкиров
Читайте также:
Транспорт будущего: как будет работать вакуумный поезд, который ездит со скоростью 1200 км/час
Роскошный зеркальный корабль для космических туристов от Virgin Galactic
Беспилотник в космосе: вертолет NASA провел трансляцию с Марса