Картина режиссёра Дмитрия Ефимовича "Батя" длится всего 1 час 20 минут. Что можно успеть показать, рассказать, как сделать нужные акценты, запоминающиеся начало и финал, атмосферу 90-х за столь короткое время? К тому же для зрителя избалованного, искушённого обилием кинематографического хлама материала, который критикует все, или почти всё, который не прощает ляпы и малейшие неточности, особенно если это касается нашего светлого советского прошлого.
Создателям "Бати", на мой взгляд, удалось невозможное. Я не припомню, чтобы вот так без отрыва смотрела на экран, смеялась и плакала, что-то бормотала про себя, когда в кадре попадались мои вещи. Я махала на мужа руками, когда он пытался отвлечь меня новостями про предстоящий чемпионат Европы-2020 по футболу. Начав смотреть "Батю", я с первых кадров захотела остаться с фильмом наедине.
Нет, конечно же, мои интеллигентные мама и папа воспитывали меня не так. Но дело в другом. Вдовиченков сыграл Батю эпохи моего детства. Он попал в десятку, он угадал и изобразил всё, до самых мелочей, до причёски, усов, походки, наклона головы при воспитательных разговорах с сыном, интонации голоса. Он ел, пил, сидел на диване на фоне дорогого цветастого ковра, стоял у гаражей, носил шапку-ушанку, выбивал на улице пыльный ковёр, носил сына на плечах - он делал всё так, что мурашки от попадания в родное советское детство бегали по мне все 1,5 часа. Откуда он знает все эти тонкости? Мы с актёром ровесники, он не был тем батей, которого так блистательно сыграл, он был пацаном... Помнит? Возможно.
Мои эмоции начались с торшера. В кадре с комнатой стоял мой торшер - с коричневым пластиковым абажуром. Помню, как эти детальки иногда выскакивали из конструкции, и папа их ставил на место. Уверена, тот мой торшер и сейчас жив и работает. Как и всё крепкое советское, что выжило в мясорубке так называемых перемен, после которой детство уже наших детей стало каким-то куцым и недетским вовсе.
После которой всё стало невкусным, а ценность бенгальского огня, половинку которого надо было оставить для празднования старого Нового года, сошла на нет 🎇. И не только бенгальского огня. Много чего. Ценность простого общения родителей с детьми, дружбы, выручки, помощи по-соседски, когда ключи от квартиры мы хранили под ковриком у двери, а только что испечённые мамой пирожки с разной начинкой выносили на улицу, чтобы угостить друзей. Помните?
Контраст сопоставления нашего советского и современного детства в фильме пoтрясaeт. Он подан просто и ярко одновременно, и через призму наконец-то хорошего юмора, и вроде смеяться надо, но это - если Вы молоды. У меня на лице смешались в одну две гримасы - смех и слёзы. От того, что при всей крутизне и прогрессе, сумасшедших технологиях и достижениях, при всех этих 5 G, полетах рядовых людей в космос, почти полного одушевления мобильного телефона как главного действующего лица современности, в жизни современной Вселенной нет дyши. Эта жизнь не пахнет папиными руками, в ней не слышен папин голос, который, как умеет, учит Вас жить, взрослеть, делать поступки. Правильные или нет, неважно. Любые. Да, Батя учит грубо, не по-детски, с перегибами, местами - через физическую боль. Но во всём этом - огромная, истинная, непоказная отцовская любовь! Когда глаза в глаза, когда тепло отца всегда с вами, даже когда Батя не рядом.
Сейчас у нас - деньги, деньги и ещё раз деньги. Мы тупо зарабатываем их даже тогда, когда их уже достаточно, когда всё, что нужно, у нас есть. Мы уже не знаем, что нам нужно. Деньги есть, а наши дети почему-то не стали счастливее нас. Да, бесспорно, им есть, чем заняться. Не то, что у нас - несколько игрушек, а в основном улица, полная неожиданностей, с её бесконечной беготнёй и подвижными, полными здоровья, играми. Глаза наших детей и внуков смотрят всегда вниз - в гаджеты. А наши глаза смотрели на Батю. Есть разница, правда?
Недавно я очень хвалила Елену Лядову за роль Нины Нестеровой в "Случайном кадре". Поэтому увидеть актрису в роли супруги героя Вдовиченкова в "Бате" было особенно приятно. Талантливая актёрская и семейная пара Лядова - Вдовиченков запомнились мне ещё с "Левиафана" (реж. Андрей Звягинцев). В "Бате" же есть ощущение, что папа и мама маленького Макса на самом деле муж и жена (это если не знать про супружество актёров 💕).
Отмечу прекрасную работу юного Андрея Андреева, а также Дианы Енакаевой и Севастьяна Бугаева. Дети не переигрывали, были очень естественны, словно играли самих себя.
Многие зрители ругают актрису Надежду Михалкову, мол, деревянная получилась жена Ирина у взрослого Макса (Станислав Старовойтов). Не соглашусь с такой точкой зрения. Михалкова играет гипер современную мамочку, которая, конечно же, любит своих дочку и сына, но в духе скоростной современности безэмоционально командует семейным парадом, ей бы поскорее детей пристроить куда и заняться своими делами. Как ещё она должна это делать, если не механически скучно и почти холодно? Нет тепла. Оно осталось там, где был суровый Батя - в 90-х.
"Батя" - #фильм, который понравится всем добрым людям. Будет немного грустно, но в целом он обязательно поднимет Вам настроение, вернёт на 1,5 часа в счастье Вашего советского детского прошлого. Вы вспомните разговоры с родителями и улыбнётесь. Вы поймёте, что это было самое ценное, самое тёплое и самое нужное Вам. Это была настоящая любовь к ребёнку, с которой берет начало всё. Любовь, не имитация.