Из цикла "Русская Арктика - история подвига!"
29 мая 1942 года в Мурманск на ремонт пришел польский миноносец «Гарланд», отбивший в составе союзного конвоя PQ-16 атаки фашистской авиации, но получивший несколько прямых попаданий.
После стабилизации линии фронта в ноябре 1941 года гитлеровцы больше не предпринимали серьёзных наступательных операций на Мурманск. Они предпочли бомбить и по 1944 год на город и окрестности было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около семи тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело три четверти жилого фонда - свыше 1500 жилых домов, 437 производственных и служебных зданий.
За это время на каждый километр Кировской железной дороги было сброшено в среднем 120 бомб. Только на Мурманскую судоверфь с лета 1942 по 1943 год было сброшено более 11000 зажигательных бомб. Но судоверфь продолжала ремонтировать корабли и подводные лодки Северного флота, предприятия выпускали промышленную и пищевую продукцию для фронта. А врачи в госпиталях продолжали спасать жизни...
46 раненых польских моряков были размещены в мурманских госпиталях, четверо из них умерли и захоронены на мурманском союзническом кладбище (Чеслав Павловски, Мечислав Пецык, Юзеф Скрзыняк и Станислав Хершфельд).
3 мая 1940 г. на английском эсминце «Гарланд», находившемся в столице Мальты Ла-Валлетта, был поднят польский флаг (из уважения к стране название корабля осталось прежним). Эсминец был построен в 1934— 1935 гг. верфью «Фэарфилд шипбилдннг энд энджиниринг компани лимитед» в Глазго и принадлежал к классу средних эсминцев королевского флота (типа «О»). Служа под польским флагом, «Гарланд» сопровождал 102 конвоя, потопил одну подводную лодку, две вывел из строя (одна из них, вероятно, затонула), повредил несколько надводных кораблей, сбил два самолета.Он участвовал во многих сражениях и конвоях в Средиземном море и на Атлантике. Особенно «Гарланд» прославился при защите в мае 1942 г. конвоя РР-16, следовавшего в Мурманск, когда он в бою с немецкими воздушными силами получил тяжелые повреждения и потерял 22 человека команды, похороненных по обычаю в море на выходе из Кольского залива.
Вот что о тех событиях вспоминал очевидец - писатель Владимир Беляев, военный корреспондент Совинформбюро в Мурманске во время войны:
«…Для нас появление в сорок втором году польского корабля, под польским флагом, было очень большой неожиданностью. Появление польских военных моряков, страны, которая тогда не существовала, страны, оккупированной Гитлером, на нашем далёком Севере… Я тогда познакомился с людьми, которые были на палубе этого корабля, после этого я видел раненых в госпиталях Мурманска. И тогда, в страшную для нас пору - сорок второй год, немцы "катятся" к Волге, я видел, как наши хирурги военные, разных национальностей, Никита Александрович Оноприенко, Исаак Брейдман, Казаков – главный хирург Мурманского госпиталя, как они оказывали помощь польским военным морякам, и как спасли их от смерти. Я об этом написал рассказ, он назывался "Встреча под бомбами", он был опубликован в книжке "Под небом Мурманска" и в польском журнале "Дружба" в шестьдесят втором году. Посыпалось огромное количество откликов. Я нашёл героев моего рассказа Тадеуша Каминского, Юзеф Ончаковский мне прислал письмо. И все они просили передать благодарность советским хирургам, которые спасли их от смерти… Прислал письмо Михаль Боровски, который писал: "…что касается меня лично, то с 27 мая 1942 года я был тяжело ранен в поясницу близи почек и в глаз осколками вражеской бомбы которая взорвалась в восьми метрах по правому борту нашего военного корабля "Гарланда". На нём я исполнял должность минного офицера… Когда мы пришли в Мурманск, меня с корабля на носилках перенесли на берег к ожидающей нас санитарке, и таким образом я оказался в госпитале, организованном для нас в местной начальной школе. Всё время пребывания в СССР я не мог самостоятельно ходить, всё время я лежал на груди в кровати, откуда меня на руках санитары переносили в перевязочную. В настоящее время помню медсестру, которая была так любезна, что подарила мне на память книжку Пушкина с надписью: "На память Боровскому от сестры Жарковой Клавдии Иосифовны". Я был очень благодарен её за усиленную заботу над моим больным глазом… И ещё из этого письма выяснилось, что человек, который шёл в том походе на "Гарланде", Михаль Боровски, в 1916 году был практикантом военно-морской школы и служил на дорогом нашему сердце корабле, на "Авроре"!».
БЕЛЯЕВ Владимир Павлович (1909 — 1990 гг.), ополченец, писатель и публицист, сценарист, драматург, журналист. Родился в г. Каменце-Подольском. По окончании школы-семилетки учился в ФЗУ при заводе "Мотор" и в вечернем Педагогическом институте. Приписав себе два года, вступил в отряд Частей особого назначения. С 1926 г. работал литейщиком на Первомайском машиностроительном заводе им. П.П. Шмидта в Бердянске, в редакции газет «Червоний кордон», «Молодой рабочий». В 1929-1930 гг. служил в РККА. По окончании службы до 1934 г. работал на Ленинградском заводе «Большевик». С 1934 г. работал в редакции журнала «Литературный современник». С 1923 г. публиковался в местной прессе. С 1936 г. становится профессиональным литератором. Тогда же был обвинен в «контрреволюционной деятельности», исключен из партии и арестован, но вскоре освобождён. В 1938 г. принят в Союз писателей СССР. В 1941 г. в составе народного ополчения участвовал в обороне Ленинграда, продолжал журналистскую работу. В феврале 1942 г. по состоянию здоровья эвакуирован в Архангельск, где по рекомендации Е.П. Катаева назначен военным корреспондентом Совинформбюро на Севере. Был сотрудником военной газеты «Патриот Родины». В августе 1944 г. его, как корреспондента Всесоюзного радио, направили в Западную Украину, включив в состав местной Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. По материалам работы в комиссии опубликовал ряд очерков, посвящённых разоблачению преступлений нацистов на оккупированных территориях СССР. После войны продолжил занятие литературной работой, до 1960 г. проживая во Львове, а позднее в Москве. Лауреат Сталинской премии 3-й степени (1952 г.). Награжден орденами: Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» (двумя), Отечественной войны 2-й степени, «Возрождения Польши» 5-го класса, медалями.
Продолжение следует... Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:
Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti
Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!