Из цикла «Русская Арктика – история подвига!»
Бои, которые вели советские подводные лодки в Арктике были самыми результативными и самыми кровопролитными из всех морских боёв.
Иван Александрович Колышкин на флоте служил с 1924 года. Выпускник школы рулевых в Кронштадте и параллельных классов при Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе в 1937 году стал командиром подводной лодки "Щ-404". Во время Великой Отечественной войны был командиром 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, а затем и командиром бригады. Участвовал в боевых походах на подводных лодках "Щ-401" и "Щ-421". В январе 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза, первому из подводников-североморцев. Бригада подводных лодок, которой он командовал с января 1943 года, потопила и повредила более двухсот вражеских кораблей.
КОЛЫШКИН Иван Александрович (1902 – 1970 гг.), контр-адмирал, Герой Советского Союза. Уроженец Ярославской губернии. В 1935 г. окончил курсы усовершенствования командного состава учебного отряда подводного плавания им. С. М. Кирова, в 1950 г. - Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. Прошел все этапы службы от краснофлотца до контр-адмирала. В 1937 г. стал командиром подводной лодки Щ-404. Участник Советско-финской войны. После войны занимал разнообразные командные должности до своей отставки в 1959 г. Автор книги "В глубинах полярных морей". Награжден орденами: Ленина (двумя), Красного Знамени (пятью), Ушакова 2-й степени, Красной Звезды, оружием, медалями.
Краснофлотец Лев Михайлович Розанов служил на флоте с 1939 года. Во время войны был радистом на подлодке Щ-421. 8 апреля 1942 года в районе мыса Нордкап на глубине 15 метров лодка подорвалась на антенной мине, лишилась хода и возможности погружаться. Из наградного листа следует, что Л.М. Розанов во время подрыва Щ-421 восстановил радиоаппаратуру и продолжил обеспечивать связь. Поэтому на следующий день на помощь пришла наша лодка «К-22», которая сняла экипаж и торпедой потопила Щ-421.
РОЗАНОВ Лев Михайлович (род. 1920 г.) радист, краснофлотец. Уроженец Московской области. В ВМФ с 1939 г., служил на подлодке Щ-421, потом - на Щ-402 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Щ-402 тоже погибла. Служил также и на К-21. Был контужен. После войны работал педагогом в разных школах Балашихинского района Московской области, был директором школы. Награжден орденами: Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
ПЛ «Щ-421» 21 июня 1939 г. вошла в состав Северного флота. Войну встретила под командованием капитан-лейтенанта Н.А. Лунина в составе 3 дивизиона бригады подводных лодок в районе рассредоточения в губе Оленья. 3 апреля 1942 г. ПЛ награждена орденом "Красного Знамени". 8 апреля в районе м. Нордкап на глубине 15 м подорвалась на антенной мине, лишилась хода и возможности погружаться. 9 апреля потоплена торпедой с "К-22", которая предварительно сняла с неё экипаж. Срок боевой службы ПЛ «Щ-421» - 9,6 месяца. 6 боевых походов. 8 торпедных атак, в результате которых потоплено 1 судно, предположительно потоплено ещё 1 судно.
Николай Игнатьевич Виноградов был командиром бригады подводных лодок Северного флота с декабря 1940 по 1943 год, в этой должности встретил и начало войны. С 1943 года начальник подводного плавания Северного флота.
ВИНОГРАДОВ Николай Игнатьевич (1905 − 1979 гг.), адмирал. В Военно-Морском Флоте с 1925 г. Окончил Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе в 1930 г., курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания в 1932 г., Военно-морскую Академию в 1939 г. С 1930 г. служил на Черноморском флоте. Под его командованием подводная лодка "М-1" перебазирована в 1935 г. с Черного моря на Дальний Восток. Командир подлодки "Щ-121" в 1935-1936 гг. Начальник штаба 3-й бригады ПЛ Балтийского флота, в 1939 г., командир 3-й бригады ПЛ Балтийского флота в 1939-1940 гг. Участник Советско-финской войны. В 1943-1945 гг. - заместитель начальника, начальник Управления подводного плавания ВМФ в 1943-1945 гг., командир Юго-западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Балтийского флота (март 1945-1946 гг.), начальник штаба Юго-Балтийского флота в 1946 г. Командующий Камчатской военной флотилией в 1946-1948 гг., заместитель начальника Главного штаба ВМС в 1948-1950 гг., заместитель Военно-морского Министра по кадрам и Военно-морским учебным заведениям в 1950-1953 гг., начальник вооружения и судостроения ВМС в 1953-1958 гг., заместитель начальника Генштаба Советской Армии и Военно-Морского Флота в 1958-1961 гг., помощник Начальника Генштаба по ВМФ в 1961-1962 гг., начальник Управления Военно-морскими учебными заведениями в 1962-1968 гг. С 1968 г. в отставке. Награждён орденами: Ленина (двумя), Красного Знамени (пятью), Ушакова 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
ПЛ «К-22» встретила войну под командованием капитана 3 ранга (впоследствии капитана 2 ранга) В.Н. Котельникова в составе Учебной бригады подводных лодок Балтийского флота, где отрабатывала боевые задачи после вступления в строй. Свернув боевую подготовку, корабль экстренно готовится для перевода по Беломорскому каналу на Северный флот и 4 сентября прибывает в Молотовск (Северодвинск). 17 сентября официально вошла в состав Северного флота. После завершения курса боевой подготовки 26 октября переходит в Полярное и включается в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок. Срок боевой службы - 17 месяцев. 8 боевых походов. 5 торпедных атак. Артиллерийским огнем уничтожено 2 транспорта и 3 мотобота: 9 октября у о. Лоппа из надводного положения безрезультатно атаковала торпедой одиночный транспорт "Вейдинген", после чего все же утопила его огнем 45-мм орудий. 11 декабря потопила артиллерией два лихтера. Одна минная постановка 20 мин. Предположительно на выставленных "К-22" минах погибли: 9 декабря 1941 г. транспорт "Штейнбек", 15 марта 1942 г. транспорт "Николо Сьяффино".
ПЛ «К-3» встретила войну под командованием капитана-лейтенанта К. И. Малафеева в составе Учебной бригады подводных лодок Балтийского флота. 17 сентября официально включена в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Предположительно 21 марта 1943 г. потоплена в районе м. Нордкап глубинными бомбами кораблей противолодочной обороны "Uj-1102", "Uj-1106", "Uj-1111". Срок боевой службы ПЛ «К-3» - 18,1 месяца. 10 боевых походов. 3 торпедные атаки, в результате которых потоплен 1 корабль и повреждено 1 судно. Артиллерийским огнем потоплен 1 корабль и повреждено 2 корабля. 1 минная постановка 20 мин. Предположительно на выставленных "К-3" минах погиб 30 января 1942 г. транспорт "Ингёй".
ПЛ «М-172» 21 июня 1941 г. вошла в состав Северного флота. Начало войны встретила под командованием старшего лейтенанта Д.Я. Лысенко в составе 4 дивизиона бригады подводных лодок в губе Мотка. 25 июля 1943 г. лодке присвоено звание "Гвардейская". 2-11 октября погибла в Варангер-фьорде, предположительно от подрыва на мине. Срок боевой службы ПЛ «М-172» - 27,6 месяца. 19 боевых походов. 13 торпедных атак, в результате которых потоплены 1 судно и 1 корабль, кроме этого, возможно, ещё потоплено 1 судно.
Командир подводного минного заградителя Л-20 Северного флота капитан 2 ранга Виктор Федорович Тамман к 1943 году успел походить на разных типах подводных лодок, посидеть в заключении. 22 июня 1941 года подлодка Л-20 встретила под его командованием в составе 14 дивизиона Учебной бригады подводных лодок Балтийского флота в Ленинграде у стенки Балтийского судостроительного завода в стадии достройки. В сентябре субмарина была переведена по Беломорканалу в Молотовск (Северодвинск) на завод № 402. 28 августа 1942 года Л-20 вошла в состав Северного флота. 7 марта 1943 года, во время форсирования минного заграждения, на глубине 58 метров зацепила за минреп (цепь для крепления якорной морской мины к якорю и удержания её на определённом расстоянии от поверхности воды), раздался взрыв мины, но лодка получила только легкие повреждения. 3 сентября у мыса Нордкин подлодка Л-20 атаковала вражеский конвой и уходила от фашистских противолодочных кораблей, но была торпедирована противником.
ТАММАН Виктор Федорович (1903 - 1984 гг.), капитан 1-го ранга (1950 г.). Уроженец Москвы. С 1933 г. в ВМФ. В 1935 г. окончил Высшие курсы при Учебном отряде подводного плавания им. С.М. Кирова. С 1936 по 1938 гг. служил на подводных лодках: Д-4, Щ-204, Щ-207, Щ-210, Д-5. С 1938 по 1940 гг. был в заключении. С 1940 по 1944 гг. командовал на Северном флоте подводным минным заградителем Л-20. В 1944 г. – начальник отделения конвойной службы оперативного отделения штаба Северного флота. До 1955 г. был преподавателем, после чего уволен в запас. Автор книги "В черной пасти фиорда". Награжден орденами: Красного Знамени (тремя), Отечественной войны 1-й степени (двумя), Красной Звезды, медалями.
ПЛ «Л-20». 28 августа 1942 г. вошла в состав Северного флота. Срок боевой службы - 32,4 месяца. 14 боевых походов, 4 торпедные атаки, в результате которых потоплено 2 судна, 11 минных постановок 216 мин.
Старшина 2-й статьи Михаил Алексеевич Филиппов в годы войны служил гидроакустиком на подводной лодке «С-101». Гидроакустик был одним из важнейших специалистов на подводной лодке. В его задачу входило обнаружить по звуку корабль или подлодку, определить элементы движения судна или глубину погружения субмарины. На наших подводных лодках стояли гидроакустические станции типа «Марс», которые работали только в шумопеленгаторном режиме. Они имели ряд серьезных недостатков: недостаточную помехоустойчивость, при которой уровень помех резко возрастал с увеличением скорости хода подводной лодки. Поэтому многое зависело от акустика.
ФИЛИППОВ Михаил Алексеевич (род. 1920 г.), старшина 2-й статьи. Уроженец Московской области. В 1936-1939 гг. работал монтером на заводе "Москабель". В 1939 г. направлен на Балтийский флот в Кронштадт в школу связи им. А.С. Попова. В Великой Отечественной войне участвовал гидроакустиком на подводной лодке «С-101» в 15 боевых походах, высадке разведчиков на норвежский берег, охране союзных конвоев. На параде Победы — в составе сводного батальона Северного флота. С июня 1945 г. — дивизионный акустик бригады подводных лодок Северного флота. С мая 1948 г. продолжил службу в органах госбезопасности. Награжден орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., медалями.
ПЛ «С-101» 15 июля 1941 года при возвращении с позиции в Таллин у острова Вилсанди подверглась атаке самолета противника, сбросившего 2 авиабомбы, одна из которых пробила легкий корпус и цистерну быстрого погружения, но не взорвалась. В августе 1941 года лодка прошла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда и 8 сентября 1941 года вошла в состав Северного флота в Беломорске, потом перешла на базу в Полярный. ПЛ «С-101» участвовала в Великой Отечественной войне на коммуникациях противника на Балтике и у берегов Северной Норвегии, несла дозорную службу в Карском море в районе Новой Земли. Подлодка совершила 12 боевых походов и произвела 16 атак с выпуском 43 торпед, потопив 06.02.1942 г. норвежский пароход «Mimona» и 28.08.1943 г. подводную лодку «U 639». 24 мая 1945 г. награждена орденом Красного Знамени.
Михаил Петрович Августинович до войны был командиром подводных лодок «Щ-401», потом «Д-1», которая первой на Северном флоте совершила поход на полную автономность с 21 сентября по 4 декабря 1938 года. Участник советско-финляндской войны. К 15 июля 1941 года он был начальником штаба бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2 ранга, но добровольно попросил назначения командиром ПЛ «К-1», с понижением в должности, но очень хотел воевать! Участник 13-ти боевых походов.
АВГУСТИНОВИЧ Михаил Петрович (1912 – 1984 гг.), вице-адмирал. Уроженец Варшавы. В ВМФ с 1930 г. Выпускник Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, Училища береговой обороны Морских Сил РККА, Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова и Высшей Военной академии им. К.Е. Ворошилова. Во время Великой Отечественной войны командовал крейсерской подводной лодкой К-1. С 6 марта 1943 года — начальник 1-го отделения отдела подводного плавания штаба Северного флота. 6 марта 1944 года назначен командиром 1-го дивизиона подводных лодок Краснознамённой бригады подводных лодок Северного флота. После войны занимал разные командные должности, работал советником в Китае. С 1968 г. – в запасе. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 2-й и 1-й степени, Красной Звезды, медалями, именным оружием.
ПЛ «К-1». Срок боевой службы - 27,2 месяца (22 июня 1941 г. - 28 сентября 1943 г.). 16 боевых походов - 193 суток. Одна торпедная атака, в ходе которой, возможно, потоплено 1 судно. 8 минных постановок с установкой 146 мин, на которых были подорваны и утонули: 08.11.41— транспорт «Flottbeck», 26.12.41— транспорт «Kong Ring», погибло 257 солдат-отпускников, 08.04.42 — транспорт «Kurzsee» с грузом продовольствия, 23.05.42— транспорт «Asuncion» с грузом в 2454 т. продовольствия, 12.09.42— транспорт «Robert Bormhofen» с грузом угля, 06.12.42 — сторожевые корабли V 6116 и V 6117.
Выпускник Высших курсов командного состава Отряда подводного плавания им. С.М. Кирова Николай Трофимович Зиновьев перед войной работал на судах Балтийского морского пароходства. С 1941 года он помощник командира подводной лодки С-15, а с 1944 года командир С-101.
ЗИНОВЬЕВ Николай Трофимович (род. 1913 г.), капитан 1-го ранга. Уроженец Архангельской области. В Военно-Морском флоте с 1940 г. Выпускник Ленинградского морского техникума и Высших курсов командного состава Отряда подводного плавания им. С.М. Кирова. Перед войной работал на судах Балтийского морского пароходства. С 1941 г. – помощник командира подводной лодки С-15. С 1944 г. – командир подводной лодки С-101. После войны службу продолжил, командовал подводными лодками на Северном флоте, дивизионом лодок. Ушел в запас в 1971 г. с должности старшего уполномоченного Балтийской группы приемки Государственной приемки кораблей ВМФ. Награжден орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
ПЛ «С-15» участвовала в Великой Отечественной войне на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии, несла дозорную службу в районе Новой Земли. Лодка совершила семь боевых походов и произвела три атаки с выпуском 12 торпед, повредив 24.08.1944 г. транспорт "Dessau".
По инициативе Григория Ивановича Щедрина ещё в октябре 1942 года был организован перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского на Северный флот. В их число вошла и его подлодка «С-56». Переход через девять морей и три океана протяжённостью около 17 тысяч миль завершился в марте 1943 года на базе в Полярном. Под командованием Г.И. Щедрина подлодка С-56 совершила 8 боевых походов и потопила 2 судна и 2 боевых корабля. 5 ноября 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.
ЩЕДРИН Григорий Иванович (1912 — 1995 гг.), вице-адмирал, Герой Советского Союза. В 1926 г. в возрасте 14 лет был принят юнгой на шхуну "Диоскурия" на Черном море. В 1932 г. окончил Херсонский морской техникум и стал штурманом. C 1934 г. - на военной службе в подводном флоте. С апреля 1937 по март 1938 г. служил старпомом на Щ-114, затем до июля 1938 г. командовал "Малюткой" М-5, после чего стал командиром "Щ-110". В ноябре 1940 г. был назначен командиром строящейся на "Дальзаводе" субмарины «С-56».
Командовал подводной лодкой «С-56» до марта 1946 г. Затем был переведён на Балтику и до ноября 1947 г. служил начальником штаба 2-й Бригады подводных лодок 8-го флота. До января 1950 г. командовал 1-й Бригадой ПЛ Северного флота. В 1950-1953 гг. - командующий военно-морской базой Свиноустье. В 1954 г. окончил военно-морской факультет Военной Академии Генерального штаба. До сентября 1959 г. командовал Камчатской военной флотилией. В 1960 -1969 гг. занимал должность сперва начальника управления, а затем Председателя постоянной комиссии госприёмки кораблей, в том числе атомных подводных лодок. В 1969-1973 гг. - главный редактор журнала "Морской сборник". В декабре 1973 г. вышел в отставку. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени (четырьмя), Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.
ПЛ «С-56» участвовала в Великой Отечественной войне на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии: совершила 7 боевых походов и произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 17.05.1943 г. танкер "Eurostadt", 07.07.1943 г. - тральщик "М 346", 19.07.1943 г. - сторожевой корабль "№ Ki 09" ("Аlan") и 28.01.1944 г. - транспорт "Heindrich Schulte", повредив 17.05.1943 г. транспорт "Wartheland". 31.03.1944 г. подлодка награждена орденом Красного Знамени, а 23.02.1945 г. удостоена гвардейского звания.
Продолжение следует... Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:
Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti
Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!