Найти тему
Послушайте!

Эстетика Ф. М. Достоевского. И причём тут Кант?

Оглавление

Сегодня мы будем говорить об эстетике, но немного в другом понимании. Обычно под словом эстетика подразумевают учение о прекрасном, такого определения, например, придерживались денди ( Философия накрахмаленного платка ). Мы же будем смотреть на творчество Ф. М. Достоевского с точки зрения немецкого философа Канта, который сформулировал трансцендентальную эстетику – то, как мы воспринимаем мир априори. Главные категории восприятия: пространство и время. А вещи, как таковые, сами в себе, нам не доступны.

Хочешь читать статьи первым? Подписывайся на Telegram!

Начнём с отношения Достоевского к пространству и времени в его произведениях

Это, безусловно, интенсивность всего происходящего. Например, роман «Преступление и Наказание», действия которого, не считая эпилога, длятся всего две недели. Все события происходят максимально интенсивно, и значение времени как такового начинает обретать более размытый характер. Само пространство в романах Фёдора Михайловича занимает далеко не первое место и лишь создаёт атмосферу бедности и мрака. И даже эта атмосфера, часто, повествуется свозь внутреннее состояние главного героя. Русский философ и литературовед Михаил Бахтин писал, что для романов Достоевского характерно карнавальное ощущение, где время не имеет значения, а пространство сжато. Тут сразу можно вспомнить роман «Бесы», как пример – салон у Варвары Петровны или литературное чтение, где очень много персонажей собираются вместе, социальные рамки становятся размытыми, в этом «карнавальном пространстве» дурак может стать королём, а король – дураком.

-2

Тут и раскрывают свою сущность герои романов. Достоевский ставит героев на крайние позиции буквально в каждом своём романе, где им предстоит сделать сложный моральный, экзистенциально значимый, выбор. В таком напряжении человек отходит от своих привычек смотреть на мир, он находится в максимально свободном, но при этом, не комфортном положении. Есть только он и выбор.

-3

Значимость биографии

Продолжая, нужно сказать, что Достоевский не придаёт значимость биографии персонажей, а лишь упоминает их вскользь. Как было ранее сказано, персонаж стоит на крайней позиции и тут биография, семья и прочее теряет свою важность. Как пример «Преступление и Наказание», где мы толком не знаем об истории Родиона Раскольникова, да и о других персонажах тоже. Мы лишь видим Родиона в важный для него, экзистенциальный момент, видим его а «крайней позиции». Остальное приобретает более смазанный и расплывчатый характер. Это отражает позицию Достоевского против социального детерминизма.

-4

Человек и переосмысление

В произведениях Достоевского субъект не может сам себя переосмыслить. Он может лишь узнать себя в душах других людей, даже если они имеют совсем противоположную позицию на жизнь. Если бы Раскольников не выходил со своей комнатушки, то бы и дальше думал, что он личность, достойная Наполеона и, что он способен на убийство и имеет на это полное право. Но как больше Раскольников соприкасается с окружающим миром, он всё больше начинает переосмысливать себя как личность. Такое переосмысление знакомо и самому Достоевскому, который прошёл через каторгу и поменялся и написал о своих переживаниях, переосмыслениях и быте, в местах не столь отдалённых в романе «Записки из Мёртвого дома» (Записки из мёртвого дома. Каторга в русской литературе. ).

-5

Фёдор Михайлович Достоевский это одна из самых гениальных и значимых фигур мировой литературы. Тема, которую мы сегодня кратко затронули - достойна целого цикла статей. Поэтому ждите следующие части!

Чтобы читать первыми подписывайтесь на наш Telegram канал.