Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Ближайший источник - "Памятник "Державина
Стихотворение 1836 года, своеобразное подведение поэтом итогов собственной творческой деятельности, - в том же стихотворном размере, ямб, что "Памятник" Г. Р. Державина (1795), написанное старшим современником, когда Пушкину было 6 лет. Так, Державин писал:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид (...)
Сохранена и структура державинского стихотворения - четыре строфы о своем творчестве, а последняя пятая - обращение к музе. Так же Пушкин заимствует у предшественника первые слова почти каждой строфы:
"Я памятник себе воздвиг..."(1-я строфа),
" Так!— весь я не умру.." (2-я),
"Слух пройдет обо мне от..." (3-я),
" О муза!..."(5-я).
Но у Державина отсутствует пушкинский пафос - и трогательный, и трагический. В стихотворении Державина нет ни темы личной непонятости, душевного одиночества, ни темы вольнолюбия.
Державин не был обличителем и вольнолюбцем, не противопоставлял себя свету, а свое творчество - монархии. Наоборот, свою заслугу он видит в том, что сумел достойно воспеть славу императрицы Екатерины Второй, ведь именно ода "Фелица" и принесла ему когда-то славу поэта.
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Последняя строка не короче других, в отличие от пушкинской, о которой скажем ниже. Словом, все стихотворение выдержано в более спокойном тоне, без чрезмерных эмоций.
Античный источник - ода Горация
В свою очередь, Державин взял и эту структуру стихотворения, и упомянутые первые строки каждой строфы из оды Горация "Я воздвиг памятник" ( на латинском - Exegi monumentum). Вот первые слова строф Горация:
"Воздвиг я памятник вечнее меди прочной" (1-я)
"Нет, весь я не умру..." (2-я)
"И скажут, что рожден..."
Последняя строфа оды Горация в переводе А.А.Фета:
За то, что первый я на голос эолийский
Спел песнь Италии. О, Мельпомена, свей
Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей.
У Горация еще отсутствует тема "царей" (взаимоотношений поэта и монархии). Есть лишь тонкий намек на то, что его творчество выше "зданий царственных ...пирамид". А своей заслугой он мыслит исключительно то, что "на голос эолийский (то есть греческий) спел песнь Италии".
Гораций говорит от том, что останется бессмертным, так как он служитель Мельпомены (в то время музы поэзии в целом), а настоящая поэзия - "заслуга гордая".
У Горация присутствует патриотическая, народная тема и тема самой поэзии, но нет, в отличие от Пушкина, моральной темы (милость к падшим, "чувства добрые"), политической темы (поэт и монархия), а также темы одиночества поэта ( упоминание глупой толпы критиков).
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Итак, мы увидели вкратце, чем именно схожи и в чем различны все три стихотворения. Сходство - это тема настоящей поэзии: истинная поэзия останется в веках и ничто ее не разрушит.
Итак, все три оды объединяет идея бессмертной славы поэта, подведение итогов поэтического творчества в первых 4 строфах, и характерная форма: первые строки каждой строфы и обращение к Музе в последней строфе.
У всех троих поэтов стихотворение написано почти полностью в будущем времени, и только последняя строфа в императивном наклонении.
О чем это говорит? Прежде всего о предвидении всеми 3 авторами того, что свершится не сразу, не при жизни, - полное и достойное признание.
Но лишь у Пушкина лирический пафос усилен темой личного страдания. Помогает вынести горькое настоящее лишь проекция в будущее, лишь твердая вера в то, что глупые критики, злые люди не переживают свой век, а правда и благородство всегда торжествуют во времени.
Из сказанного уже видно, насколько тематика оды Горация углубилась и расширилась в стихотворении Пушкина.
Жизнь как служение и как победа
Сравнение с Александрийским столпом - это аллюзия на победу Александровской России над Наполеоном. Выбор именно этого памятника не случаен, он говорит о том, что Пушкин себя самого мыслит выразителем национального величия, и все свое творчество считает служением Отечеству, его славе. Через Александрийский столп, косвенно сравнить свое творчество с победой России в Отечественной войне 1812 года - это значит полностью мыслить себя и всю свою жизнь посвященными славе России.
Его поэзия - это действительно прежде всего великая общенациональная победа: победа великого художника над самим собой, над превратностями судьбы, и в итоге над бедами России тоже. Так же, как победа в войне 1812 года. Ведь если у нас есть такая поэзия, то страна велика, ей есть чем гордиться.
Тема подведения итогов и тема призвания. Связь с "Пророком"
В его уверенности в том, что он воздвиг себе памятник, на самом деле нет ни капли гордости или дерзости, или некой самоиронии, как то восприняли современники поэта ( к слову, похожей была реакция на "Пророка" в 1826 году. Возмущались, как можно писать неприкрытый гимн самому себе?). По-моему, здесь есть лишь полная убежденность в том, что он правильно выполнил свою миссию, возложенную на него самим Богом. И именно в этом смысле стихотворение перекликается с "Пророком". Если "Пророк" - это был зов предназначения, осмысление личного призвания, то "Памятник" - уже предвидение результата, награды за то, что "я" деятельно ответил всей своей жизнью на этот высший зов. В "Памятнике" есть та самая отрешенность от земной суеты, то самое особое величие духа, которое прозвучало когда-то в "Пророке".
Последняя строка оды лишь у Пушкина короче всех остальных строк, эмоционально тем самым подчеркивая одну их тем, заявленных в произведении: страдание от глупости и посредственности критиков, которые мучают поэта, как злые мухи.
"И не оспоривай глупца."
Тема "презрения", то есть непонимания со стороны окружающих, уже прозвучала в последней строфе и у Державина, но очень мимолетно и как смутный намек. У Пушкина же она довольно яркая и четкая. Эта последняя фраза своим рубленым характером выражает скорбный и одновременно твердый дух поэта.
Разговор с музой
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
В отличие от предшественников, у Пушкина муза - не просто абстрактный образ. Она страдает вместе с поэтом, она многострадальная послушница Бога, безусловно покорная ему, и эта тема особой связи с Богом еще раз отсылает нас ровно 10 лет назад по отношению к году создания "Памятника" - к стихотворению "Пророк".
Тема народа
Упоминание "народа" неоднократно в стихотворении, что опять же совершенно ново по сравнению с предшествующими образцами. Пушкин ясно осознает себя именно народным поэтом, и это очень важно для него. Он не поэт какого-то отвлеченного Олимпа, и не придворный поэт. Народный поэт - вот его истинная мера. Он пишет по велению Бога для великого народа, для каждого самого неизвестного человека своей огромной державы. Если кратко, в этом - смысл его призвания.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И это еще одна твердая надежда поэта, которая помогает ему перенести скорбные минуты и дни. Идея его произведения в том, что определенные пустые, бессодержательные люди его замучили, однако естественный, не потерявший себя человек его поймет во все века, поймет душой, сердцем, которые есть у настоящих людей, в отличие от развращенных интриганов светского общества и завистливых литераторов.