Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
В год казни пяти декабристов, совершенной 13 июля 1826 года, Пушкин заканчивал свое пребывание в Михайловском. Его ссылка близилась к концу. Вся эта долгая ссылка 1820-1826 была для него своеобразной пустыней. Он вышел из нее совсем другим человеком. Некая глубокая, серьезная стезя пересилила все остальные и стала преобладающей в жизни недавнего пересмешника и волокиты...
И вот он создает шедевр - удивительную оду (стихотворение возвышенного, торжественного характера). Эта ода о таком состоянии человеческого духа, в котором тот отрекается от обычной земной жизни ради провозглашения высших духовных ценностей. Встреча с Богом,перековавшим человека, произошла "на перепутье" - то есть перед героем стоял выбор из нескольких дорог.
Сейчас мы много говорим о том, что декабристы были неправы и по-своему безумны (и об этом сериал "Союз спасения"), но они пожертвовали всем ради утверждения идеалов равенства и справедливости, в то время абсолютно недостижимых на русской земле. Они все потеряли, но их смелый акт прозвучал как пророческий голос для всех русских, он навсегда обжег им сердце.
Но не только о декабристах думает Пушкин.
Находясь в Михайловской ссылке, Пушкин читает Библию и Коран, к которому неоднократно обращался в своем творчестве.
В Библии отражается ярчайший пример преображения человеческого призвания благодаря встрече с Богом - это Моисей, который был изгнан фараоном в пустыню и чудом там выжил, а потом был призван Господом на служение своему народу. Здесь Пушкин мог видеть прямую параллель с собственной судьбой (император его сослал, он страдал в долгом изгнании, но в результате обрел самого себя и свою истинную высокую миссию).
Встречается мотив преображения человеческого существа и в книге пророка Исаии, где является шестикрылый серафим и его уголь обжигает уста Исаии, которые становятся пророческими. Если же говорить о Новом завете, то мистическая встреча с божественным светом полностью переродила грозного иудея Савла и сделала из него в одночасье человека с другим именем, призванием, духом - апостола Павла.
Во всех этих трех библейских случаях Божественная сила является как огонь обжигающий и полностью перерождающий. Таким она предстает и в стихотворении Пушкина "Пророк".
Мотив скитания по пустыне и обретения там божественного источника новой жизни есть и в Коране, о чем Пушкин и написал в 9 песне "Подражаний Корану".
Но удивительное стихотворение "Пророк" не является просто поэтическим переложением ни библейской, ни мусульманской истории. Оно о сильнейшей внутренней трансформации самого лирического героя, о его личном незабываемом контакте с мощным Божественным огнем. Ведь подобная трансформация происходила и происходит не только с Моисеем и Исаией, или с Савлом, или с исламским пророком, а с каждым человеком, который томим, истомлен "духовной жаждой" и находится "на перепутье".
Каждому такому человеку, а не только пророку, серафим словно разрезает грудь мечом и вынимает жалкое, эгоистичное земное сердце, полное страхов за самого себя. Взамен он наделяет его высшей обжигающей энергией - метафорически это обозначено у Пушкина как "угль, пылающий огнем".
Вероятнее всего, в личном сознании поэта произошел определенный опыт, результатом которого и стало данное стихотворение, например, мы знаем о большом влиянии настоятеля Святогорского монастыря во время пребывания поэта в Михайловском. Пушкин и погребен пожелает быть в этом монастыре.
Итак, произведение опирается на уже существующие религиозные символы, но делает их еще ярче и мощнее. Оно выглядит как откровение - встреча с грозным серафимом, который, с одной стороны, безжалостен, а с другой стороны, избавляет героя от жалких скитаний по жизненной пустыне (то есть когда жизнь бесцельна). Он наделяет героя высшим, огненным смыслом жизни. Ангел дает ему точное понимание своего призвания, а также все силы, чтобы его осуществить.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Конечно, в стихотворении все показано в виде мощных гипербол, поскольку речь идет в том числе о самом поэте, о Пушкине - обладателе необыкновенного поэтического дара. Но есть тут и смысл для любого влюбленного в истину. Ведь каждый ищущий света, даже если он не религиозный деятель и не великий поэт, в конце концов встречает, образно говоря, своего ангела, свое сокровенное знание свыше, своим особенным образом. И потом идет по жизни и по-своему жжет сердца других людей, потому что духовный огонь, однажды полученный и принятый, скрыть невозможно.
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Наказ обходить моря и земли - это в стихотворении не обязательно прямой посыл путешествовать и пророчествовать, который был дан исламскому пророку (хотя можно прочесть и на этом буквальном уровне), а метафора о том, что суть жизни человека, посвятившего себя высшей правде, не умрет, что слава о нем останется и продолжит шествовать по земле. По сути, ведь именно это происходит после смерти со всеми великими духом людьми.
Поэтому название стихотворения - это метафора, причем обозначающая не только поэта, а любого человека, находящегося в духовном поиске, в утверждении идеалов справедливости на земле.
Из стихотворения мы чувствуем, что для Пушкина Бог - не в конкретной формальной религиозности или не только в ней. Он в любом сердце, загоревшемся высшей правдой настолько, что ради любви к ней способен на самоотречение.