Найти тему
kin0guru

Комедия "Серебряное ревю" (СССР, 1982)

В недавнем обзоре очередного забытого телефильма "Летние гастроли" (1979) нельзя было не упомянуть и что-то наподобие, но прежде уже запавшее в душу. И мне очень кстати вспомнилась давняя и тоже не самая популярная музыкальная комедия "Серебряное ревю".

Афиша фильма  из свободных источников
Афиша фильма из свободных источников

Тут и повод подвернулся, тряхнув стариной, пересмотреть эту картину спустя много лет, когда её демонстрировали по ТВ зимой 1985 года. Но не совсем впервые, как я утверждал в той же статье, а через пару лет после кинопремьеры - потому что лента не телевизионная, а снята на к/с имени Горького.

На "большом экране" мне увидеть её не довелось: то ли не захотел, то ли она и не доехала до наших кинотеатров - в моём родном городке их оставалось всего два (плюс ДК). Тем не менее, этот вокализ, написанный Евгением Крылатовым, я услышал именно в то время, в 1982-1983гг. (по радио или в фильм-концертах):

При недавнем же повторном "сеансе" выяснилось, что общего между двумя фильмами исчезающе мало - вплоть до того, что, "Серебряное ревю", не смотря на название, к кино в этом жанре (как "Летние гастроли", допустим) отношения не имеет. Если не считать сценарную задумку с постановкой нового шоу на льду. Однако и то настолько встроено в эпизоды, где своенравная артистка (М. Яковлева) фонтанирует идеями и даже пререкается с главрежем (М. Ширвиндт), что и мысли не возникает, что это мог быть всего лишь дивертисмент.

Без многочисленных ледовых номеров конечно не обходится, но они отнюдь не вставные и оправданы по ходу действия. И главное, не выглядят как промо-акция какого-нибудь коллектива (хотя в обеих работах принял участие один и то же Московский театр на льду).

Из свободных исчтоников
Из свободных исчтоников

Кстати, о рекламе. "Серебряное ревю" помимо существенных достоинств, о которых я продолжу рассказывать ниже, несёт и некоторую историческую ценность. Так неожиданностью для многих, уверен, окажется съёмка главной героини в рекламных роликах, из-за чего та даже прогуливает репетиции в театре. И это в начале 1980-х! Может жителей мегаполисов это и не удивит, однако в мою бытность в те годы телевизионная реклама чаще сводилась к экранным объявлениям, читаемых закадровым диктором под лёгкую музыку (группу "Спейс", например).

Другой занимательный момент - это участие в одной из центральных ролей будущего звукоимитатора и звезды юмористической передачи "Кривое зеркало" Сергея Христенко (нелюбитель). Тут его узнать и невозможно - на столько он молод! Но почему-то после этого фильма актёр пропал и для широкой публики вспыл лишь спустя 20 лет, и уже в том эстрадном "имидже", который многим с тех пор знаком.

Скриншот из кинофильма
Скриншот из кинофильма

А вот Марина Яковлева наоборот - всегда была узнаваема, но в 1980-е привычным для неё стало амплуа молодой учительницы, что при некоторой резкости голоса наверняка добавляло характерности, но для лирических героинь не очень подходило. Да и внешность на ценителя.

Из свободных исчтоников
Из свободных исчтоников

Не скажу, что в "Серебряном ревю" прям 100%-ное попадание на роль главной красавицы - тут возможно выгоднее смотрелась бы её очаровательная напарница по кино Ольга Бирюкова (Варя в "Кассиопеи/Отроках" и Вера в "Каникулах Кроша"). Но для сцен, где надо отстаивать свою точку зрению или отшивать навязчивого женишка (рекламщика в исполнении Евгения Герасимова), пожалуй, лучше Яковлевой и не найти было. При этом как же удачно подобрали ей образ для выступлений на льду (включая тёмный парик) - глаз не оторвать! Как и в целом от придуманного совместными усилиями шоу.

Из свободных исчтоников
Из свободных исчтоников

А какое заглядение киноактёры в ролях второго плана: резонёр Ширвиндт, балагур Пуговкин, милейший Катин-Ярцев...

Но конечно не надо забывать, что фильм исключительно развлекательный, для создания праздничного, а в данном случае новогоднего настроения. Глубин и подтекстов там никаких искать не следует - это просто очень профессионально сделанная работа и далеко не тяп-ляп, когда киноплан горел к концу года.

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

И напоследок о музыке Евгения Крылатова, которую я ранее назвал одним из главных достоинств этой киноленты. Она действительно хороша и попадает в настроение. Правда, практически одновременно маэстро работал и над скопищем мегахитов, которые стали вскоре саундтреком к "Чародеям" и в итоге затмили остальное. Может быть для "Ревю" на тот момент идей для шлягеров не осталось, но зато упомянутый вокализ, настоящее название которого "Добрая фея" - это просто жемчужина!

И чтоб не подумали, будто я только медовые дифирамбы петь горазд, вот вам капелька дёгтя. В комментариях к фильму на ютубе мне попадались восторги ( иногда чуть ли не единственные за весь фильм) по поводу задорной "Песенки про лёд", которую исполнили Александр Ширвиндт и Михаил Пуговкин:

А ведь это, товарищи, плагиат! Помните мелодию "Пам-пам-пам", звучавшую в спортивном выпуске №4 "Ну погоди"?Так это же хит 1970 года из репертура польской певицы Галины Куницкой "Orkiestry dęte" (музыка Урсулы Жечковской, слова Яна Станиславского) и припев "Льда" один в один.

Это конечно не даёт право оскорблять память нашего замечательного кинокомпозитора: и на старуху бывает проруха! При такой поточном производстве, не исключаю, всякое бывает. Например, Крылатов нет-нет да использовал свои же мелодии в более поздних сочинениях: сравнить хотя бы музыку из фильмов "Гостья из будущего" (1984) и "Не покидай" (1989)... хотя это уже вновь тема для совсем другого разговора...

4,5 / 5

(с) Albert Magnus специально для kin0guru

#кино и песни #киноревю #kin0guru