Найти в Дзене
Планета Сибирь

Михаил Миль мог стать художником или переводчиком. Привожу малоизвестные факты из жизни знаменитого авиаконструктора

Михаил Миль родился в Иркутске. С десяти лет вел личный дневник, в котором однажды написал: «Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На седьмом году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Я долго не любил читать, но мне попалась книжка очень интересная. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе очень много талантов, потом благодаря тем же книжкам я перестал в них верить". Большую роль в жизни Миши Миля сыграло Иркутское коммерческое училище. Кажется невероятным совпадением, но директором учебного заведения являлся Илья Камов – отец не менее знаменитого конструктора вертолетов Николая Камова. Илья Михайлович по совместительству вёл урок словесности. Коля Камов был на семь лет старше Миши Миля. В 1918 году 16-летний Камов окончил Иркутское коммерческое училище с золотой медалью. Будучи школьником Миша Миль овладел немецким языком, в чём ему помог чешский легионер, оставшийся после Гражданской войны в России. Зн
Михаил Миль. Фото из открытых источников
Михаил Миль. Фото из открытых источников
Михаил Миль родился в Иркутске. С десяти лет вел личный дневник, в котором однажды написал: «Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На седьмом году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Я долго не любил читать, но мне попалась книжка очень интересная. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе очень много талантов, потом благодаря тем же книжкам я перестал в них верить".

Коммерческой  училище. Фото из открытых источников
Коммерческой училище. Фото из открытых источников

Большую роль в жизни Миши Миля сыграло Иркутское коммерческое училище. Кажется невероятным совпадением, но директором учебного заведения являлся Илья Камов – отец не менее знаменитого конструктора вертолетов Николая Камова. Илья Михайлович по совместительству вёл урок словесности. Коля Камов был на семь лет старше Миши Миля. В 1918 году 16-летний Камов окончил Иркутское коммерческое училище с золотой медалью.

Будучи школьником Миша Миль овладел немецким языком, в чём ему помог чешский легионер, оставшийся после Гражданской войны в России.

Знание языков позволяло Милю кормиться переводами в студенческие годы, а позднее читать научные статьи по авиации в первоисточнике.

Кроме языков Михаил активно занимался музыкой и рисованием, всерьёз мечтая заняться живописью. Чувство прекрасного в нём воспитывал выдающийся педагог Иван Копылов, именем которого названо Иркутское художественное училище. Кто знает, как могла повернуться судьба, мир мог и не узнать никогда конструктора по фамилии Миль.

Иркутская комната. Рисунок М. Миля. Из фондов  музея
Иркутская комната. Рисунок М. Миля. Из фондов музея

В музее сохранились рисунки Михаила из Иркутского цикла. В частности, мы можем видеть, что представляла из себя его комната.

Из художественного образования в дальнейшем здорово пригодились навыки быстрого рисунка, в частности для набросков эскизов летательных аппаратов. По воспоминаниям современников, акварель помогала Милю переключиться и восстановить силы после напряженного дня или бессонной ночи.

Первую модель самолета Миша Миль построил в восемь лет, а через четыре года победил в конкурсе авиамоделистов в Новониколаевске (ныне город Новосибирск.- Авт.)

По-настоящему авиацией заболел, когда в 1925 году Иркутск встречал самолеты Р-1 Большого Восточного перелета из Москвы в Китай. По этому случаю был сделан коллективный снимок, на котором изображен и Миша Миль.

Относительно встречи самолётов информация разнится. По одной из версий, 24 июня 1925 года шесть самолетов приземлились в поселке Боково под Иркутском, где их ждала официальная делегация. На встрече присутствовало все семейство Милей.

В 1926 году Михаил Миль поступил в Сибирский технологический институт в Томске, но был отчислен по причине «непролетарского происхождения». Вернувшись в Иркутск, Михаил устроился в химлабораторию кожевенного завода. Заработав «пролетарский» стаж, в 1928 году Миль поступил на авиационное отделение Донского политехнического институте в Новочеркасске.

Уже будучи конструктором с мировым именем, Миль неоднократно говорил, что изобретателя из него вылепили земляки Николай Камов и Матвей Байкалов. Начинающий конструктор Миль написал письмо Камову с просьбой принять его в КБ, котрое на тот момент работало над проектом автожира КАСКР-1 «Красный инженер».

Первый автожир Николая Камова, над которым работал и Михаил Миль. Фото из коллекции А. Изаксона
Первый автожир Николая Камова, над которым работал и Михаил Миль. Фото из коллекции А. Изаксона

Многие годы авиаконструкторы работали вместе: в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), на Заводе опытных конструкций, и даже на предприятиях, эвакуированных на Урал в годы Великой Отечественной войны.

Летчик Матвей Байкалов 1948 году приступил к испытанию первого милевского вертолета ГМ-1 (в серии Ми-1). Погиб Байкалов по трагической случайности во время перегона вертолёта для проведения государственной приемки. Позднее комиссия выяснила, что причиной авиакатастрофы стало разрушение вала, который передает усилия от мотора к хвостовому винту.

Во время трагедии самолет с членами комиссии находился в зоне видимости. Все видели, как после поломки вала Байкалов открыл дверь кабины, посмотрел вниз, но прыгать не решился.

Знаменитые иркутяне Николай Камов и Михаил Миль. Фото из открытых источников
Знаменитые иркутяне Николай Камов и Михаил Миль. Фото из открытых источников

Сохранилось интервью Миля, в котором он объяснял: «Самая критическая машина — это первая. За нее человек сражается. Главным конструктором может стать не тот, кто построил машину, а тот, кто способен пережить первую катастрофу, похоронить близко знакомого ему и дорогого летчика и продолжать строить такую же машину, если он уверен, что все сделал верно».

Михаил Миль с голами все реже бывал в Иркутске, но любил город до конца жизни. Иркутские мотивы он воплотил в даче, которая арочными окнами сильно напоминала дом на улице Саломатовской (ныне – ул. Карла Либкнехта), где жила семья Милей.

Дочь Михаила Миля Надежда Михайловна является сотрудником музея Московского вертолётного завода, который носит имя её отца. Центром огромной экспозиции является рабочий кабинет генерального конструктора Михаила Миля. На огромном столе во время совещаний конструкторы раскладывали чертежи. По периметру стоят шкафы с книгами и моделями выпущенных винтокрылых машин и перспективных моделей КБ.

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал "Планета Сибирь"