В 1890-е годы ее книги издавались такими тиражами, что обгоняли произведения Киплинга, Конан Дойла и Уэллса вместе взятые. Однако критики ее не любили.
- Да как она посмела? – Возбужденно кричали они, в исступлении тряся романами Марии Коррелли. – Мало того, что она посягнула на сами основы христианства – перевернув с ног на голову историю Люцифера - так вы посмотрите, что она пишет!!!
«Представляли ли вы себе когда-нибудь человеческое существо или человеческую совесть, которых нельзя было бы купить? Мой друг, папа продаст вам специально прибереженное место на небе, если вы только заплатите ему на земле! Ничего не дается даром на этом свете, кроме воздуха и солнечного сияния; все остальное должно покупаться — кровью, слезами, иногда стенанием, но чаще всего деньгами.»
Мария Корелли. "Скорбь сатаны"
Однако несмотря на это, ее книги сметали с полок, ими зачитывались, восхищались, ужасались и требовали еще, еще и еще!
Так в чем же успех одной из самых скандальных писательниц Викторианской Англии?
_________________________________________________
Сложно сказать, в чем феноменальная популярность ее романов. Их коллекционировала королевская семья Великобритании и даже сэр Уинстон Черчилль.
Мария Корелли писала на мистические темы, которые были столь популярны в то время - проклятие фараонов, переселение душ, реинкарнация... Но только ли в этом секрет ее успеха? Думаю, что нет. Будь это так, пресытившись, публика быстро бы остыла. Однако ее романы гораздо глубже, чем есть на первый взгляд - и они затрагивают весьма актуальные вопросы, даже сейчас...
Знаете, я нечасто перечитываю книги. Но память человеческая – весьма ненадежный предмет. Как говорит Татьяна Черниговская, «единственная моя претензия к мозгу – его населяют бомжи. Там постоянно все переезжают с места на место.»
Так вот: я, конечно, помню то сильное впечатление, которое на меня произвела «Скорбь сатаны» Марии Корелли, когда я читала эту книгу в первый раз - мне было чуть больше 20 лет. Однако с каким же удовольствием я перечитываю ее снова - словно открывая заново!
Это по-настоящему умная, философская книга, пропитанная сарказмом и иронией. Она актуальна даже сейчас. Даже более того… Удивительно, насколько же актуальные вещи писательница пишет. Время идет, но люди не меняются.
Недаром с горькой иронией Люцифер восклицает:
«Людские желания беспредельны; единственно, чего ни один из них, по-видимому, не хочет, насколько я заметил, это прервать со мной знакомство!»
И ведь он прав! Почему "с горькой иронией", я скажу чуть позднее, когда речь пойдет о самом романе.
А если вы подумали, что что-то похожее говорил Воланд - то вы правы, и я тоже скажу про это пару слов.
_________________________________________________
Немножко биографии
В «Скорби сатаны» одна из героинь – знаменитая писательница Мэвис Клэр. Многочисленные читатели наверняка провели параллель между ней и писательницей, - и частично они правы. Однако нужно учитывать, что это предумышленное сходство: Мария Корелли умело сочетала вымысел и правду, когда дело касалось ее самой.
Она родилась 1 мая 1855 года и считается незаконной дочерью шотландского поэта-песенника Чарльза Маккея, получив при рождении имя Мэри. Таким образом, ее настоящее имя – Мэри Маккей.
Чтобы сохранить свое имя и честь, ее мать – Элизабет Миллс (вероятно, гувернантка или горничная в доме Чарльза Маккея) отказалась признать дочь. Поэтому до совершеннолетия Мэри даже не знала, кто ее родители, несмотря на то, что воспитывалась в своей настоящей семье. Когда ей исполнилось 10 лет, ее отец наконец смог жениться на ее матери, узаконив их союз. Но Мэри оставалась на правах то ли падчерицы, то ли племянницы.
Неудивительно, что она до конца жизни ощущала обиду на своего отца. Как только ей исполнился 21 год, она навсегда покинула семью, мечтая стать знаменитой.
Мэри Маккей исчезает, а вместо нее рождается блистательная Мария Корелли. И всю жизнь она продолжает сама переписывать свою биографию, тщательно поддерживая образ таинственной белокурой итальянки, обладающей мистическим даром.
Она дебютировала, как пианистка, выступая с музыкальными импровизациями, но ее концерты не имели успеха. Тем не менее, Корелли не отчаивается и через десять лет пишет свою первую книгу – «Роман двух миров». Он имел оглушительный успех, и с этого момента и до конца жизни она останется самой популярной писательницей в Англии тех времен.
Мария Корелли была знакома со многими знаменитыми лицами своей эпохи – принцем Уэльским, Уинстоном Черчиллем, Марком Твеном, Генри Миллером… И все они признавали ее обаяние и ум.
Однако замуж знаменитая писательница так и не вышла, предпочтя мужчинам общество женщины. Впрочем, вероятно, это также было частью тщательно продуманного имиджа. Тем более, что сохранились свидетельства ее увлечения художником Артуром Северном (он, кстати, был близким другом Джона Рескина, про которого я недавно писала тут). Однако ее любовь осталась безответной.
«Что ж, - говорит Мэвис Клер в ее романе. - Раз того желает Бог, я не стану роптать. Вы рекомендуете любовь и брак как единственные радости, могущие сделать женщину счастливой! Возможно, вы и правы. Я не утверждаю, что вы ошибаетесь. У меня есть много замужних женщин-друзей, но я не поменялась бы своей долей ни с одной из них.»
Так что же нового в религиозном сюжете?
- спросите вы.
Что ж, вы частично правы. Тема обольщения человека дьяволом не нова в литературе. «Фауст» Гете, «Монах» Мэтью Грегори Льюиса, «Демон» М.Ю. Лермонтова, некоторые из поэм Байрона...
Однако в романе Марии Корелли мы видим историю глазами дьявола.
Люцифер, сын утра, был свергнут в ад за свою гордыню. Он посмел усомниться в мудрости Творца и не захотел признать человека равным себе. Он поклялся скорее уничтожить это слабое существо, чем позволить ему возвыситься и занять место рядом с собой.
Творец отнимает его крылья, ведь любое слово есть истина (о чем человечество, конечно, давно забыло):
«Поди, Гордый Дух, Я лишаю тебя твоего высокого чина! Ты падешь и твои ангелы вместе с тобой! И не возвратишься, пока человек сам не выкупит тебя, поднимет тебя ближе к нему! Когда свет оттолкнет тебя, я прощу тебя и снова приму, но не до тех пор».
Интересный поворот, не так ли?
Люцифер вознесется только тогда, когда последний человек на земле отвергнет его. Но -
«Человек отвергнет скорее и охотнее Бога, но дьявола никогда. Посудите тогда, как этот «Люцифер, Сын Утра», Сатана или как иначе он называется должен ненавидеть человечество!»
Марии Корелли удалось создать действительно очень трагический образ, который цепляет и поражает до глубины души. Поневоле начинаешь сочувствовать падшему ангелу.
Так что, друзья мои, не говорите мне про персонажа Тома Эллиса, это просто детский сад по сравнению с князем Лючио. Дьявол-искуситель, он обязан искушать, у него нет выбора. Но выбор есть у человека.
Однако это не единственная тема романа. Несмотря на то, что критики часто обвиняли книги Корелли в излишней мелодраматичности, плоских персонажах и затянутом сюжете, - они дают весьма богатую пищу для размышлений.
И несмотря на то, что кое с чем, о чем пишет автор, я не согласна, - многие моменты заставили меня пораскинуть мозгами – отношения между мужчиной и женщиной, роль каждого из них, талант и творчество – в романе есть несколько интересных советов, слава и публика, и еще множество рассуждений - о феминистках, политике, критиках и деньгах. В общем, это такая энциклопедия в миниатюре.
Кстати, Михаил Булгаков был знаком с этим романом. И его Воланд имеет многие схожие черты – он путешествует по миру со своей свитой, соблазняя человечество материальными благами и оказывая услуги, за которые приходится очень дорого платить.
Мне же Джеффри Темпест и князь Лючио Риманец напоминают другую знаменитую литературную пару – Дориана Грея и лорда Генри Уоттона. Их диалоги занимательны и порой весьма доставляют:
Цитаты:
_________________________________________________
Еще больше интересных фактов о писателях:
Физики или лирики: кто из писателей умудрялся совмещать и то, и другое. Часть I
Физики или лирики: кто из писателей умудрялся совмещать и то, и другое. Часть II
Писатели-мистификаторы.Часть I. Как Конан Дойл нанес удар по теории эволюции
Писатели-мистификаторы. Часть II. Как Эдгар По выдумывал сенсации для газет
Писатели-мистификаторы. Часть III. А был ли Уильям Шекспир?
«А потом он женился на кузине…». О близкородственных браках известных писателей
Скандальный брак по-английски: Как Джон Рескин жену [не] любил
_________________________________________________
#биографии известных людей #исторические личности #исторические факты #интересные факты #образование #история