Когда подросток, побывав на нашем спектакле с родителями, приходит в театр во второй раз, но уже сам, по своему желанию — это всегда радость. Значит, нам удалось затронуть какие-то струнки в его душе, вызвать эмоции, пробудить интерес...
Считается, что очень трудно понять, чего хочет современный подросток от театра, и хочет ли чего-то вообще (ведь кино "динамичнее" и "реалистичнее", видеоигры "более захватывающие", и вообще, "в театре скучно"). С другой стороны, мы читаем в отзывах, что после удачного совместного похода в театр подросток легче идёт на контакт, начинает разговаривать с родителями об увиденном, незаметно переходя к обсуждению более общих, глобальных вопросов... Это дорогого стоит. Некоторые родители даже выражают сожаление, что не начали водить сына или дочь в театр раньше, когда те ещё были детьми... но это немного другая тема, которой мы отчасти уже касались в предыдущих публикациях.
Одна из сотрудниц Нового драматического рассказывала забавный случай. Как-то, сидя в зале на спектакле "От первого лица", она заметила семью с подростком лет двенадцати, которого явно привели в "приобщиться к классике". До начала действия парень не отрывался от телефона, был угрюмым и раздражённым, а на просьбы вести себя прилично вздыхал и закатывал глаза. К концу первого действия тинейджер уже сам спрятал телефон в карман и внимательно смотрел на сцену. В антракте спросил: "Мам, слушай... ну, чем там кончится-то?" А когда началась дуэль Печорина с Грушницким, неожиданно выкрикнул с места: "Стреляй!.."
Можно улыбнуться, но и задуматься тоже — значит, хороший спектакль вполне способен достучаться до ума и сердца юного человека, и не нужно бояться, что подросток чего-то не поймёт, закроется, отторгнет. Если спектакль сделан достойно, то как раз подросток будет самым благодарным зрителем, потому что только в театре он сможет напрямую увидеть и услышать то, чего нет больше нигде. Важно лишь сделать так, чтобы тот же Лермонтов не остался на сцене мёртвым "материалом школьной программы", а стал для юного зрителя близким, актуальным, говорил с ним о том, что болит.
Несколько слов об общих проблемах
К сожалению, спектаклей именно для подростков не так уж много, хотя конкурсы драматургии завалены драмами из школьной жизни, комедиями, фарсами и даже фантастическими и приключенческими пьесами. Мы попытались выявить основные причины этого парадокса:
- огромное количество графомании (в потоке трудно выловить что-то действительно стОящее);
- лень и нелюбопытство завлитов;
- режиссёрское сопротивление, нежелание работать с подростковой аудиторией на современном материале;
- отчасти дело в рентабельности (по этому поводу лучше консультироваться с менеджерами и продюсерами, но есть мнение, что спектакль, ориентированный на подростковый зал, продаётся хуже, чем, например, мюзикл);
- недоверие ко всему непривычному, малоизвестному и новому (как со стороны театра, так и родителей, которые часто судят о театре по своему собственному давнему опыту).
Существуют очень интересные фестивали спектаклей для детей и юношества (например, петербургская "Радуга"), но и там в афише львиная доля классических произведений, либо условно "взрослых", адаптированных режиссёрами для подростковой аудитории. Новые пьесы с трудом пробиваются в репертуар, так как ставить зачастую предпочитают что-то проверенное, уже прозвучавшее; то, что уже на слуху, беспроигрышное и желательно известное широкой публике.
"Для младшего возраста какие-то пьесы можно найти, а для детей постарше – уже с трудом. Поэтому они, как правило, уходят из театра, им не интересно смотреть «Снежную королеву», им не интересно смотреть «Золушку». Им хочется смотреть про себя сегодняшних, или про героев, которые отражали бы их мир. А таких пьес довольно мало..." (Из интервью драматурга Ярославы Пулинович)
Обидно и то, что о подростках, как правило, пытаются писать начинающие драматурги, у которых масса идей, жизненных ситуаций, но нет опыта, нет мастерства построения пьесы. Ремеслом драматурга они ещё не владеют. А когда овладевают им, проходит время, они сами взрослеют, и их начинают волновать уже совсем другие темы. Да и живут они уже совсем в другом контексте...
Требуется молодой режиссер: возраст не ограничен
Спектакль для сегодняшнего подростка — это серьёзный труд. От режиссёра требуется искренняя заинтересованность, желание понять, чем живёт сейчас его зритель, что модно в молодёжной среде (и вовсе не для того, чтобы заигрывать с молодыми, а чтобы не ставить себя самого в глупое положение со своими позавчерашними представлениями о школе, сленге, манере одеваться, музыкальных трендах — обо всём, что составляет будни любого подростка). И непременно избавиться от предубеждения, что "молодежь нынче не та", слушают какую-то ерунду, невежественные, меркантильные, ленивые и так далее.
Совершенно не обязательно включать в спектакль видеоряд с популярной у подростков группой (хотя и в этом ничего страшного нет), речь о другом. Режиссура не может не учитывать, что подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый человек, и многие вещи, которые взрослым кажутся наивными, смешными, не особо важными, для него очень и очень значимы.
Технологии и театр для подростков
Разговаривая непосредственно с молодыми людьми, можно услышать диаметрально противоположные мнения. Кто-то хочет видеть в театре что-то консервативно-музейное (да-да, и такое бывает!); кому-то хочется видеть отражение окружающего мира во всём его многообразии (вплоть до социального и политического театра); кто-то желает посмотреть на сверстника, похожего на него самого...
Но нельзя не учитывать, что у молодых людей уже сформирована потребность видеть новые технологии повсюду, и в театре в том числе. Им уже нужно видео, саунд-дизайн, компьютерная графика, 3D-технологии, мультимедиа, голограммы... Таким видят театр будущего дети, воспитанные в эпоху интернета и гаджетов. Но при этом они вовсе не отрицают живого человеческого контакта в театре, психологической разработки персонажа, живого общения... Как всё это будет выглядеть для будущих поколений — покажет время.
Ждём вас на спектаклях Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2), заказ билетов по телефону +7 (499) 182-03-47
Выбирайте любой спектакль с маркировкой 12+ и приходите всей семьей!