Давным-давно, на заре своей карьеры, группа Metallica совершила переворот в мире тяжёлой музыки, после чего сменили независимый лейбл на авторитетную звукозаписывающую компанию, но при этом не изменили своему звучанию. И даже трагическая смерть всеми любимого басиста Клиффа Бёртона не остановила уверенную поступь коллектива. Дальше - больше, всемирный успех и слава с "Чёрным альбомом", и это несмотря, или скорее благодаря, тому, что группа отказалась от своих трэш-корней. Но, возможно, самый тяжёлый этап в их творчестве был ещё впереди, и это был альбом "Load", релиз которого состоялся 4 июня 1996 года.
Можно сказать, что этим альбомом музыканты загнали себя в тупик, но при этом с честью вышли из этой ситуации. "Load", вышедший спустя пять лет после релиза "Черного альбома", разошелся тиражом в 680 000 копий в первую же неделю после своего релиза и провел четыре недели на вершине чарта альбомов Billboard. На сегодняшний день альбом разошелся тиражом более 5 миллионов копий только в США. Несмотря на эти впечатляющие цифры, многие фанаты Metallica до сих пор считают "Load" одним из самых неудачных альбомов группы, наряду с "Re-Load", "St. Anger", не говоря даже про и их сотрудничество с Лу Ридом под названием "Lulu".
Стоит вспомнить, что 1996 год, как впрочем и все 90-е годы, был доволно тяжелым временем для метала. Глэм-метал был полностью похоронен, трэш-метал практически полностью утратил свои позиции, на ключквые позиции в музыке вышли альтернатива и гранж, а чуть позже ню-метал группы заняли трон в царстве тяжёлой музыки. Это абсолютно точно был не лучший момент для Metallica, чтобы вернуться и заявить о себе, и даже возникающие тут и там слухи о возврате к трэш-корням не могли подогреть стоящий интерес (тем более слухи оказались только слухами, а попыткой возврата к трэш-корням произошла только через 12 лет с альбомом "Death Magnetic").
"В тот период времени, когда мы работали над "Load", мне было не особо интересно писать те вещи, которые мы исполняли ранее", - рассказывал Джеймс Хетфилд в 1997 году. "Никто из нас не писал тогда такие вещи, мы старались рассказать какую-то свою историю о том, что ты реально чувствуешь. И у нас совсем не было цели сочинить что-то невообразимо быстрое".
"Мы уже доказали всему миру, что можем это сделать, - добавил к сказанному Кирк Хэмметт. "И я думаю, что мы должны предложить слушателю такие вещи, которые мы еще никогда не делали. Мы хотели двигаться дальше, идти вперед, навстречу неизведанному, постоянно бросая себе и окружающим творческий вызов".
В то время как радиослушатели и поклонники мейнстримного рока триумфально поднимали кулаки под "Hero Of The Day", "King Nothing" и зловещую балладу "Until It Sleeps", старые поклонники группы Metallica были настроены более скептично. Примерно в то время, когда вышел "Load", Ларс Ульрих и Кирк Хэмметт открыли для себя андеграундное искусство и контркультуру и делали такие "неметаллические" вещи, как использование черного лака для ногтей, восхваление бритпоп-группы Oasis, и (ОБожеМой!) они коротко постриглись.
"Люди часто делают скоропалительные выводы, основываясь на каких-то поверхностных наблюдениях, а не на музыкальной составляющей", - жаловался Хэмметт. "Для многих мы опустились на дно лишь из-за того, что сделали короткие причёски. Я был очень удивлен. Я просто не думал, что Metallica для людей - это только длинные волосы. Я думал, что нас воспринимают в первую очередь как музыкантов, людей, которые сочиняют музыку. Я был просто ошеломлен всем тем вниманием и тем негативом, которые мы получили. Потом, когда я думал об этом больше, я начал просто смеяться со всего этого. Забавно было видеть, скольких людей мы разозлили".
Еще одним нестандартным ходом, против которого воспротивился даже Хэтфилд, было использование для обложки фотографии трансгрессивного фотографа Андреаса Серрано. Изображение, похожее на огненный кадр из психоделического светового шоу, было создано с помощью комбинации крови, мочи и спермы. "Я не большой поклонник этого человека и его извращений. Есть искусство, а есть только больные ублюдки. И он один из них, - сказал Хэтфилд. - Но Ларсу и Кирку очень понравилась картинка, так что я сдался".
Даже по сравнению с "Черным альбомом", материал альбома "Load" была ещё большим уходом от своих истоков для Metallica. Новая музыка включала в себя элементы блюза, южного рока и альтернативы в металлической обёртке. Одна из самых тяжелых песен "Ain't My Bitch", открывает альбом, оставляя ZZTOP-овское послевкусие , "2х4"- это дикая и откровенная постельная сцена под wah-wah эффекты, "The House Jack Built" запоминается сильным припевом, а также фантастическим соло с использованием ток-бокс.
Другие интересные моменты - это "Bleeding Me", начинающаяся с медленного и мрачного вступления, которое неспешно, но постоянно нарастая переходит к довольно тяжелой части в середине, и далее снова превращается в медленную и тягучую концовку. "Mama Said" - самая настоящая кантри-композиция под акустическую гитару, которая окончательно сбивает с толку ортодоксальных фанатов группы.
Несмотря на то, что некоторые аранжировки, а также новая внешность участников были необычными для Metallica, песни на альбоме звучат солидно и хорошо. Скорее всего, те, кто ругает "Load", просто получили совсем не то, чего ожидали. Но, несмотря на это, сегодня, спустя 25 лет, можно сказать, что альбом прошёл испытание временем.
"Если люди думают, что мы сошли с ума, когда сделали это, то значит, мы поступили правильно", - сказал Хэмметт. "Эти песни определенно отличаются от всего, что мы делали раньше, мы зашли на совершенно новую территорию, и это было действительно захватывающе и очень интересно. Я всегда считал, что это хорошо, когда вы можете предложить людям нечто неожиданное. По крайней мере, вы провоцируете людей и заставляете их думать. Но это всегда палка о двух концах. Это может вам очень помочь или стать последним гвоздем в крышку вашего гроба. Но я не думаю, что то, что было на "Load" было чуждым для нас. На самом деле мы просто делали то, что и всегда, а именно пробовали новые вещи и смотрели, куда музыка нас приведет".
Metallica начала писать большую часть музыки для "Load" в начале 1995 года, а 1 мая музыканты начали работу на запись в студию Plant Studios в Саусалито, штат Калифорния, вместе с продюсером Бобом Роком. В течение следующих девяти месяцев группа придумывала и совершенствовала материал, в результате чего было написано 27 песен, 14 из которых попали в "Load", остальные вышли годом позже на "Re-Load".
"Load изначально должен был стать двойным альбомом", - рассказывал Хэмметт. "Но нам просто не хотелось оставаться в студии так долго, и мы решили, что будет разумнее, если мы сделаем два альбома и разделим релизы. У нас был запланирован хороший перерыв в середине гастрольного цикла, чтобы поработать над "Re-Load", а потом, как только он выйдет, мы снова отправились бы в турне. Все это имело больше смысла, чем просто выпуск двойного альбома. Кроме того, если бы мы записали двойной альбом, то это был бы слишком большой материал для людей, чтобы они смогли переварить его, и часть песен просто затерялась бы для слушателя"
Хэтфилд добавил, что участникам группы было легко решить, какие из 27 песен вошли в Load, а какие были сохранены для следующего альбома. "Re-Load" - это весь оставшийся хлам, - рассказывал он, смеясь. - Это самая очевидная вещь для тех, кто ничего не мыслит. На самом деле это был не хлам, а просто все песни, которые не были закончены к тому времени, когда мы должны были выпустить первую пластинку. Мы взяли все песни, которые уже были готовы и сделали "Load". Я думаю, что в "Re-Load" присутствует больше экстремальности. Но также присутствуют и некоторые крутые эпические, тяжелые риффы. Это точно не поп-синглы".
По сравнению с прошлыми альбомами, в которых основным автором был Джеймс Хэтфилд, "Load" в большей мере является результатом совместных усилий - Кирк Хэмметт указан соавтором в семи песнях, при этом Джейсон Ньюстед не указан как соавтор ни в одной композиции альбома, и это единственный такой альбом за все годы участия басиста в составе Metallica. Кроме того, музыканты очень тщательно отнеслись к творческому процессу, экспериментируя с различными параметрами для каждой песни, они долго сравнивали и выбирали самый подходящий вариант.
"Раньше мы просто шли в студию и играли этот гребаный трек, не обращая особого внимания на такие вещи, как ритм и интонация", - рассказывал Хэмметт. "А вот с этой записью был совершенно другой метод работы, в результате чего мы потратили гораздо больше времени".
"Некоторые песни по разному раскрывались с помощью различного звучания", - добавил Хетфилд. "Вы будете сидеть с другой гитарой и другим усилителем, и это просто заставит вас играть по-другому, и вы начнете писать другую песню, которая будет по-настоящему захватывающей. Ты ступаешь туда, куда ещё не заходил раньше. Просто приходишь в студию и не знаешь, как получить нужный звук, а потом подключаешь несколько усилителей, играешь с ними, подключаешь разные педали... Как бы просто это ни звучало, в этой реальной головоломке было что-то действительно забавное и захватывающее".
Оглядываясь назад, можно сказать, что "Load" открывает новую группу, пытающуюся переопределить себя после неожиданного и невероятного успеха "Черного альбома". Эта запись показывает музыкантов, которые все еще любят и хотят раздвигать границы и экспериментировать, которые стали одинаково искусными в написании как мелодичных, так и диссонирующих песен. Ларс Ульрих как-то сказал, что они должны были пройти через"Load" и "St. Anger", чтобы достичь того самого места, где они могли бы вернуться к своим трэш-метал-корням.