A380 - прекрасный самолет, несмотря на имеющиеся недостатки. Самый крупный пассажирский лайнер стал важной вехой в развитии авиации. Пока он еще востребован, но коронавирус и усовершенствования в двухмоторных самолетах делают его менее привлекательным. Давайте посмотрим на этот невероятный самолет от истоков до возможного будущего.
Кризис в авиации в 2020 году выявил проблемы с A380. Многие авиакомпании поставили на стоянку свои самолеты, а некоторые были отправлены на пенсию раньше времени. Это была не та судьба, которая ожидалась, когда самолет был запущен.
Откуда появился А380?
История большого коммерческого самолета, конечно же, начинается с Boeing 747. Этот культовый самолет был запущен в 1970-х годах. Его появление изменило экономику полета из-за увеличения числа пассажиров, и это позволило авиакомпаниям предлагать более низкие тарифы на самых востребованных маршрутах.
Boeing 747 предложил гораздо больше места, что привело не только к более экономичным салонам, но и к улучшениям в первом классе, созданию отдельных кают и даже отдельного бизнес-класса.
В то время другие ведущие производители McDonnell-Douglas и Lockheed Martin не разработали конкурирующую модель, сосредоточившись вместо этого на однопалубных и двухдвигательных широкофюзеляжных корпусах. Именно Airbus, после развития A300, решил войти в этот рынок и двигаться дальше уже при доминировании Boeing 747.
Airbus начал работать над проектом в 1980-х годах и официально объявил об этом в 1990 году на авиасалоне в Фарнборо, стремясь снизить эксплуатационные расходы на 15% по сравнению с 747.
Рассматривались различные версии, в том числе редкий дизайн сочетания двух больших фюзеляжей рядом (на основе A340). Это в итоге привело к концепции двухпалубного самолета, названного A3XX.
Он стал A380, с момента начала строительства в 2000 году с твердыми заказами на пятьдесят единиц. Новое имя нарушило положение о последовательной нумерации серий. «8» был выбран по двум причинам. Во-первых, он представляет собой двухпалубную конструкцию самолета. А во-вторых, во многих азиатских странах этот число считается счастливым.
Конкуренция, которой никогда не было
Компания разрабатывала Airbus A380 основываясь на hub-and-spoke system (система авиасообщения "ступица и спицы", "ступица" - узловой аэропорт в большом городе; "спицы" - радиальные маршруты к расположенным вокруг маленьким городам). Это могло бы понравиться авиакомпаниям, выполняющим рейсы с высокой пропускной способностью между центрами и основными пунктами назначения. С другой стороны Boeing разработал в то же время В777, предназначенный для двухточечных операций. Эта стратегия основана скорее на выполнении прямых рейсов с самолетами меньшей вместимости.
Airbus был не одинок в вере в разработку очень большого самолета для полетов на базе хабов. В то время было несколько других вариантов для таких самолетов большой вместимости, однако ни одна из них не покидала стадии проектирования.
• McDonnell Douglas разработал двухпалубный самолет MD-12 задолго до Airbus. Проект был запущен в 1992 году, но несмотря на интерес со стороны авиакомпаний, заказов не было.
• Sukhoi KR-860 был российским предложением о двухпалубном пассажирском или грузовом самолете. Он имел вместимость 860 человек с тремя проходами.
• Lockheed Martin опубликовал планы по созданию огромного самолета с двумя палубами, четырьмя проходами и вместимостью более 900 пассажиров, а также целой палубой для груза. Смелый план, но у него было слишком много проблем с дизайном и эксплуатацией.
• И даже Boeing пытался следовать этой идее. Он дважды пробовал (в 1996 и 2001 годах) вызвать интерес к В747X, растянув верхнюю палубу 747 и включив в него элементы дизайна 777.
Запущен в 2005
Первый завершенный A380 был запущен в январе 2005 года на церемонии в Тулузе. Первый полет был осуществлен 27 апреля, а первый полет через океан - в Колумбию в январе 2006 года. Высотные испытания были проведены в Боготе, затем он вылетел в Канаду для испытания в холодную погоду. Самолет получил сертификат типа в декабре 2006 года.
Регулярные перелеты изначально планировались с конца 2006 года, но были отложены. Задержки были связаны с проблемами с установкой проводки. Это было не хорошо для Airbus. Стоимость акций материнской компании упала на четверть, что привело к убыткам в размере 5 млрд. евро.
Singapore Airlines приняли первый самолет 15 октября 2007 года. Emirates была второй в августе 2008 года, а Qantas - следующей в октябре 2008 года. Разработка модели была дорогой, и шла с задержкой. В 2000 году ее стоимость оценивалась примерно в 9,5 млрд. Евро. В 2004 году возросла до 10,3 млрд. Евро Согласно отчету Telegraph, к 2015 году расходы были на уровне 15 млрд. Евро, но по оценкам аналитиков, они достигали 20 млрд.
Строительство
Airbus ведет свою историю от объединения нескольких компаний в европейском авиационном секторе. Те же самые трансевропейские операции очевидны и строительстве A380. Основные конструктивные элементы созданы во Франции, Великобритании, Германии, Испании и собраны в Тулузе, Франция. Доставка были значительной частью этого строительства. Некоторые части перевозились на специальном самолете Airbus Beluga. Другие - автомобильным и водным транспортом по отдельно разработанной системе маршрутов, известной как Itinéraire à Grand Gabarit.
Сначала части отправляются морем в Бордо (один и тот же корабль собирает детали из разных мест). Здесь они переходят к специально построенным баржам и по дорогам (с несколькими новыми объездными путями и проходами) в Тулузу. Весь процесс был рассчитан на скорость строительства четырех самолетов в месяц.
Конец производства
Программа A380 сейчас подходит к концу. Компания объявила о прекращении производства в феврале 2019 года. Сокращение заказа Emirates (с 53 до 14 самолетов) стало последней каплей.
В то время исполнительный директор Airbus Том Эндерс сказал: «В результате этого решения у нас нет оснований для поддержания производства. Это ведет A380 к концу поставок в 2021 году».
В связи с кризисом в авиации в 2020 году, а также с «приземлением» и досрочным выводом из эксплуатации многих A380, Emirates рассматривают возможность отмены некоторых из своих последних заказов.
Технические характеристики, дизайн и конфигурации
Размер A380 сделал его популярным среди авиакомпаний, пассажиров и любителей авиации. Это самый большой коммерческий самолет, когда-либо построенный, по мощности и объему, но не самый длинный. Это относится к последней версии Boeing 747. Длина В747-8 составляет 79,95 м по сравнению с 72,72 м для A380.
Но A380 выигрывает по высоте, размаху крыла и, конечно, пассажировместимости. Ниже приводится основные технические данные A380:
• Длина: 72,72 м
• Высота: 24,09 м
• Размах крыльев: 79,75 м
• Ширина: 7,14 м
• Ширина кабины: 6,5 м
• Максимальная взлетная масса: 575 155 кг
• Вес в рабочем состоянии: 277 144 кг
• Максимальная полезная нагрузка: 83 914 кг
• Объем груза: 175,2 м3
Пассажировместимость
Максимальная вместимость A380 - 853 человека. Это было установлено в рамках испытаний в 2005-2006 годах и будет фактическим количеством, которое было безопасно эвакуировано при испытаниях. Реалистичная емкость составляет около 550. Сравните это со вторым по величине самолетом, В747. Максимальная вместимость 605 и реалистичная вместимость - 410.
Двигатели А380 и варианты моделей
A380 доступен с двумя р вариантами двигателей, Rolls-Royce Trent 900 и Engine Alliance GP7270. Эти различные опции приводят к трем вариантам A380, которые имеют отдельные сертификаты типа:
• A380-841 был сертифицирован в декабре 2006 года с двигателями Trent 970.
• В то же время A380-842 был сертифицирован с использованием чуть более мощных двигателей Trent 972.
• А380-861 последовал в декабре 2007 года с двигателями Engine Alliance GP7270.
Rolls-Royce Trent 900 был разработан на основе Trent 800, используемого на Boeing 777, и Trent 500 - на A340. GP7000 разработан с двигателем GE90. Оба этих двигателя делают A380 тише, чем В747 или В777. Это особенно важно, поскольку некоторые аэропорты, включая лондонский Хитроу, снижают свои сборы за посадку более тихих самолетов.
Статистика производительности
Ниже - сводная информация о производительности A380 (данные компании Airbus):
• Круизная скорость: 903 км/ч
• Максимальная скорость (максимальная рабочая скорость): 945 км/ч
• Дальность: 15 185 км
• Рабочий потолок: 13 000 м
Дальность полета и эффективность использования топлива являются жизненно важными показателями для любого самолета. A380 по этому показателю побит несколькими типами. В наши дни A350-900ULR достигает впечатляющей дальности в 18 000 км (он работает на таких маршрутах, как Сингапур - Нью-Йорк). В то же время, что и во время запуска A380, Boeing предложил 777-200LR с дальностью 15 844 км. Это превосходит В747-8 с его дальностью 14 315 км.
Некоторые вещи не так понятны, пока дело не доходит до эффективности использования топлива. A380 здесь не среди лучших, равно как и В747. Одна из главных причин прекращения производства - переход перевозчиков на более эффективные двухмоторные самолеты.
Продолжение следует...
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале