В произведениях 19 века часто упоминаются бриллианты.
Вот как описан бальный наряд в повести Владимира Соллогуба «Большой свет» (1840 год):
«Как хороша была графиня! Как прозрачен газовый тюник, удержанный на пышном белом платье цветами и изумрудами! На груди брильянты вокруг огромных изумрудов; над полуспущенными перчатками блестящие браслеты; на голове изумруды и цветы»…
Пленительная картина. Только где же это можно увидеть?
А нигде. Нет этих бриллиантов и изумрудов на портретах тех лет.
Бальные платья есть. И даже тюники есть. А бриллиантов нет!
Между тем, когда читаешь описание наряда графини, представляются вот такие украшения:
Или как на портрете Гортензии Богарне, падчерицы Наполеона. Но это более ранняя эпоха.
А на портретах знатных дам пушкинской поры и более позднего времени мы видим лишь жемчужные ожерелья с драгоценными застёжками-фермуарами:
«Бриллианты напрокат из лавки»… Как дамы 19 века блистали в поддельных драгоценностях.
Вот вам и все «изумруды с бриллиантами». Покажут один драгоценный камень в застёжке ожерелья из жемчуга, и радуйся.
В чём же здесь причина?
Может быть, дамы скромничали. Или опасались, что сверкающие драгоценности на портретах затмят их самих.
А может, всё дело в том, что бриллианты было сложно запечатлеть на холсте. Они теряли всю свою красоту, превращаясь в сероватые камешки.
И поэтому в бриллиантовых украшениях изображали в основном королевских особ.
То есть тех, кому это полагалось по статусу. И кому нельзя было иметь лишь такие портреты, где они без бриллиантов.
Наверное, художники долго трудились над такими портретами, стараясь передать придать бриллиантам настолько привлекательный вид, насколько это вообще было возможно.
Ниже – портрет Марии-Кристины де Бурбон, королевы Испании.
Вот здесь можно увидеть её портрет, где она в скромных украшениях:
Носили ли замужние дамы 19 века розовые платья?
А на этом портрете она вся сверкает бриллиантами.
Ещё одна королевская особа в бриллиантовых украшениях.
Королева Швеции Дезидерия, а ниже – её невестка.
Вот здесь есть другие портреты Дезидерии:
А вот дочь Марии-Антуанетты в бриллиантовом колье с подвесками.
Вот портрет этой дамы в полный рост.
- Обратите внимание, что юбка не до самого пола и не очень пышная. И талия чуть завышена. Это – 1827 год. К 1830 году юбки женских нарядов уже станут пышными, а талия будет находиться чётко на своём месте.
Портреты последних российских императриц здесь не размещаю. Они заслуживают отдельного внимания.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!