Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ разработал индекс цифровизации бизнеса. Этот индекс показывает скорость адаптации компаний к цифровой трансформации. Индекс рассчитан по пяти показателям: использование широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем и включённость в электронную торговлю.
По всем пяти показателям наша страна отстаёт от европейских. Анализ показал, что широкополосный доступ к интернету применяют 82% организаций, облачные сервисы — 23%, ERP-системы — 19%, электронные продажи — 12%, RFID-технологии — 6%.
Давайте наверстывать упущенное! И начнем с изучения теории.
I уровень цифровизации бизнеса
Осознание необходимости трансформации руководством компаний. Согласно исследованию НАФИ, всего 14% руководителей заинтересованы в изменениях. Остальные уверены, что если компания работает и приносит прибыль, то менять устоявшиеся процессы не стоит. С этой установкой нужно бороться. В первую очередь среди руководства и ключевых сотрудников. Когда руководство мотивировано, оно должно убедить остальных в необходимости трансформации. Для этого нужно повысить «цифровой интеллект» компании:
· разъяснить сотрудникам цели цифровизации;
· рассказать о трендах и их важности;
· показать основные инструменты для работы (CRM- и ERP-системы);
· создать общую для организации ИТ-стратегию;
· рассказать, как будет проходить процесс;
· выстроить систему мотивации.
II уровень цифровизации бизнеса
Установка CRM- и ERP-систем, сбор и анализ данных. По данным Росстата, уровень внедрения CRM-систем в России в 2019 году составлял всего 15,7%. Пока нет четких цифр использования таких систем в 2020-2021 годах, однако по косвенным данным число внедрений такой системы существенно выросло. О каких данных идет речь? В 2020 году в России было продано лицензий на 5 млрд рублей, а объем рынка внедрения составил от 10 млрд до 20 млрд рублей.
Польза от внедрения CRM и ERP-систем намного превышает риски. Они помогают компаниям собирать и анализировать данные. Вследствие этого фирмы лучше изучают своих потребителей, их потребности и ключевые показатели бизнеса. На основе полученной информации они могут расширять бизнес и добавлять новые продукты или услуги в свое предложение.
III уровень цифровизации бизнеса
Корректное описание бизнес-процессов и четкая ИТ-стратегия. Последняя разрабатывается на трех уровнях:
· корпоративном (уровень стратегического управления компании);
· деловом (уровень бизнес-единицы);
· функциональном (уровень отдела компании: маркетинг, сбыт, логистика и так далее).
ИТ-стратегия нужна, чтобы корректно распределять бюджет при оцифровке процессов и верно расставлять приоритеты. Для ее разработки необходимо проанализировать все процессы компании и определить, какие конкурентные преимущества есть на всех уровнях и какие инструменты подойдут для каждого из них. Например, отделу маркетинга CRM-система необходима. Она автоматизирует бизнес-процессы, поможет управлять выделенным на рекламу бюджетом, отправлять рассылки покупателям и сообщать им о новых предложениях и акциях.
IV уровень цифровизации бизнеса
Внедрение инструментов предикативной самокоррекции. Предикативная (она же предсказательная) аналитика — это интеллектуальный анализ данных, который включает статистическое моделирование, изучение исторического опыта и планирование результатов на основе полученных моделей. Сегодня такую аналитику уже используют некоторые крупные ритейлеры и банки.
С помощью предикативной аналитики можно прогнозировать спрос на товары в зависимости от самых разных факторов, например, от погоды, или оценивать качество заемщика по тому, как он ведет себя в социальных сетях.
Несмотря на то, что предиктивная аналитика – показатель очень высокого уровня цифровизации, внедрить её не так уж сложно. Уже есть компании, которые на аутсорсинге предлагают готовые шаблоны для настройки самых популярных прогнозов.
V уровень цифровизации бизнеса
Использование открытой цифровой инфраструктуры. Это целый комплекс инструментов, главный из которых открытые цифровые интерфейсы (API). Внедрение API дает возможность бизнесам открывать свои системы сторонним разработчикам, что позволяет создавать бесшовную связь с ними. Другими словами, программные компоненты взаимодействуют друг с другом посредством API. При этом обычно компоненты образуют иерархию — высокоуровневые компоненты используют API низкоуровневых компонентов, а те, в свою очередь, используют API ещё более низкоуровневых компонентов.
По такому принципу построены протоколы передачи данных по интернету. Стандартный стек протоколов (сетевая модель OSI) содержит 7 уровней (от физического уровня передачи бит до уровня протоколов приложений, подобных протоколам HTTP и IMAP). Каждый уровень пользуется функциональностью предыдущего («нижележащего») уровня передачи данных и, в свою очередь, предоставляет нужную функциональность следующему («вышележащему») уровню.
Простой пример использования API — это регистрация на сайте с использованием данных вашего профиля в соцсетях. Технологии API позволяют эффективно решать три задачи любого бизнеса: его развитие, разработку продуктов и сервисов, управление ресурсами и поставками.
Источники: habr.com и begeton.com
Теорию разобрали. А послушать практические кейсы вы сможете на мероприятиях CFO Russia:
Вторая конференция «Цифровая трансформация колл-центра»
Третья Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Восьмой форум «Цифровое предприятие»