— Какой твой главный вывод прошлой недели?
— Я перестала считать, что прописывание целей — это пустая трата времени.
Вот такой диалог состоялся у меня с клиенткой в личном коучинге. Вроде бы всем более-менее понятно, что иметь какие-то цели в жизни — это важно. Но мы частенько забываем, ЗАЧЕМ это надо и останавливаемся на этапе "цель поставлена и стоит".
А ведь цели направляют нас, помогают расставлять приоритеты и формировать новый тип поведения (те же привычки).
Ещё цели дают ощущение контроля и развития. В конце концов, ты не можешь управлять тем, чего нет, и ты не можешь улучшить то, чем не управляешь. Цели как раз решают эту проблему.
Что даёт постановка целей
Основатели теории постановки целей — Эдвин Лок и Гэри Лэтем (Edwin Locke, Gary Latham) — показали, что цели не просто влияют на поведение и, соответственно, эффективность работы. Они помогают найти силы для того, чтобы прикладывать ещё больше энергии, чем требуется изначально. Результат — стабильное движение вперёд, потому что каждый раз хочется сделать чуть-чуть больше.
Конечно, если цель не достигнута, мотивация падает, но зато выполненная цель приносит удовольствие и новый приток мотивации.
И в любом случае цели заставляют нас придумывать и менять стратегии, чтобы достигать желаемого. Поэтому постановка целей — это мощная техника, если применять её правильно.
Как цели помогают делать больше?
Теория постановки целей основана на том, что сознательное поведение человека всё-таки целенаправленно. Следовательно, оно и определяется теми целями, которых человек хочет достичь.
Согласно этой теории, разница в целях — это самое простое объяснение того, что одни люди добиваются большего, чем другие. В этом смысле у целей есть два свойства: содержание и интенсивность.
Содержание — это суть цели: насколько она четкая или размытая, сложная или простая. При этом сложность, конечно, относительна и определяется навыками и ресурсами конкретного человека.
Но в целом эффективность работы прямо зависит от сложности цели: чем труднее достичь цели, тем выше производительность.
Так происходит потому, что люди подстраиваются под сложность цели: если она простая, зачем стараться и прикладывать лишние усилия, правильно? А если задача трудная, тут уже можно засучить рукава и хорошенько поработать.
Как цели мотивируют нас?
Работа движется лучше всего, если цель и конкретная, и достаточно сложная. А когда отслеживается прогресс, то есть цель постоянно сравнивается с текущим результатом, возникает чувство заинтересованности. Это та самая мотивация, которая возникает в процессе (!), а не в начале действия.
Придерживаться целей помогают ещё две вещи: чёткие дедлайны и ориентация на процесс (обучение), а не результат. С дедлайнами всё понятно — многим из нас легче заставить себя что-то делать, когда сроки горят. А вот с процессом интереснее.
Такие цели отличаются от простых тем, что человек сосредотачивается не на самом результате (например, написать книгу), а на освоении навыка (соответственно, научиться писать прозу). В этом случае цель будет хоть как-то достигнута, даже если конечный результат подкачает. А значит, будет положительная обратная связь и подъём мотивации.
Кроме того, исследования показывают, что на мотивационное действие целей влияют способности человека и то, как он оценивает эффективность своей работы. Не зря ведь мы всё время говорим, что стоит почаще затыкать внутреннего критика и не бояться себя похвалить.
Ещё один плюс целей в том, что они помогают идти вперёд, выбирать главное и не теряться в куче жизненных возможностей. По сути цели — это наш компас.
Это не равно всегда идти в одном направлении. Маршрут можно и нужно менять.
И это не значит, что надо планировать каждую секунду и достигать чего-то ежедневно.
Это значит, что с целями ты можешь добиться того, чего хочешь, как хочешь и когда хочешь.
_ _ _ _ _
Locke E. A., Latham G. P. (1990). A theory of goal setting & task performance. Prentice-Hall, Inc.
Lunenburg F. C. (2011). Goal-setting theory of motivation. International journal of management, business, and administration, 15(1), 1-6.