часть 2. Серафина Луи. Вдохновлённая природой
«Серафина была художником, поглощенным неудержимым стремлением к созданию «этой знаменитой внутренней необходимости», о которой говорил Кандинский».
Бертран Лоркин, куратор Музея Майоля
В 1912 году Вильгельм Уде решил уединиться в провинциальной тишине. В маленьком средневековом городке Санлисе на севере Франции судьба сведёт его с новым художником. На это раз автор окажется совсем близко. Это была его 48-летняя прислуга Серафина.
Крестьянская девочка рано осиротела. В возрасте 18 лет нелюдимая девушка попала в монастырь и провела в доме Бога два десятилетия. Возвратившись из монастыря, Серафина идёт в прислуги. Живёт более, чем скромно, по-прежнему ни с кем не общается, а всё свободное время занимается творчеством - пишет свои волшебные цветы и фрукты. Её картины по колористике напоминают соборные витражи.
Вильгельм Уде случайно увидит её картину и захочет посмотреть всё, что написано у автора. Впечатлённый коллекционер покупает работы Серафины и с этого момента всячески её поддерживает. На вопрос какие краски она использует художница отвечала уклончиво. На самом деле природа открыла Серафине свои секреты, которыми она не торопилась делиться.
Однако с началом Первой Мировой войны коллекционер, будучи германским подданым, вынужден покинуть Францию на длительный срок.
Следующая встреча покровителя наивного искусства и художницы из Санлиса состоится в 1927 году.
Уде счастлив, что Серафина не бросила писать свои дивные флористические полотна и с ещё большим размахом и энтузиазмом берётся поддержать её.
Послушав совета Уде, Серафина начнет писать большие полотна.
Через пару лет после новой встречи состоится выставка наивного искусства «Les peintres du Cœur sacré»/«Художники святого сердца», благодаря которой более пятидесяти полотен Серафины Луи становятся известны в художественных кругах.
Мировой экономический кризис 1929 -1930 годов, финансовые потери и личные расставания нанесли коллекционеру большой удар. Вынужденно Уде отходит от дел. Серафина не способна понять такого поворота событий. Глубокая психотравма лишает её рассудка и в 1932 году она попадает в психиатрическую лечебницу. Писать свои чудесные картины она больше не сможет. Благодаря финансовой поддержке Уде, Серафина Луи проживет целое десятилетие в больнице в приличных условиях: у неё будет отдельная комната и медицинское сопровождение.
В великолепном байопике «Серафина из Санлиса» подробно представлены творческий путь примитивистки и её взаимоотношения с знаменитым ценителем искусств.
К месту отметить, что блестящее исполнение роли Серафины Луи принесло актрисе Иоланде Моро второго «Сезара» за лучшую женскую роль.
После войны картины Серафины Луи были показаны на многих коллективных и персональных экспозициях во Франции, Швейцарии, Германии, США.
В настоящее время картины Серафины Луи выставлены в музеях Майоля в Париже, музее наивного искусства в Лавале, музее искусства и археологии Санлиса, музее наивного искусства в Ницце и современного искусства метрополии Лилля в Вильнев-д’Аск, музее Шарлотты Цандер.
Будем рады вашему интересу к самодеятельному творчеству взрослых и признательны за подписку на наш канал, ваши комментарии и отметки.
https://vk.com/spirocreativetandem