Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий отечественной истории со времен Петра Великого до наших дней. Собор является редким памятником переходных от барокко к классицизму форм. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает сдержанной красотой и изяществом.
Одним из первых жилых кварталов города становится участок Городового острова к западу от Петропавловской крепости, пртянувншийся вдоль берега Малой Невы. Когда своенравная река разливалась, вода затапливала все окрестные кварталы, и местность получила в народе название "Мокруша". По преданию, первопоселенцы уже в 1708 г. устроили малую церковь св. Николы Морского. Чуть позднее, в 1710-е гг., здесь уже велось строительство трехпрестольного мазанкового храма. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 г., а главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери в 1719 г. Во время наводнений страдала и новая церковь, поэтому местные жители называли ее Успения-на-Мокруше или храм Николы Мокрого.
По высочайшему повелению Петра I храм получил степень соборного, ведь своими размерами и числом престолов он превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалось к тому времени три - Петропавловский, Исаакиевский и Троицкий. Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града» как преемника Москвы. Традиция строительства Успенских соборов на Руси восходит к древнейшему Киевскому периоду ее истории: из Киева она перешла во Владимир, а затем и в Москву. Успению Богоматери посвящена «Великая церковь» Киево-Печерского монастыря, заложенная еще в XI в.
В 1740 г. по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором «на Мокруше» заложили каменный храм. В память о своем отце Ивана Алексеевича царица повелела посвятить храм Иоанну Златоусту. Первоначальный проект был создан архитекторами Михаилом Земцовым и Пьетро Антонио Трезини. Трезини спроектировал его одноглавым, взяв за образец собор Петропавловской крепости. Через год случился дворцовый переворот, приведший на престол дочь Петра I Елизавету. К этому времени здание уже вывели под своды, но дальнейшее финансирование работ было прекращено. Сам же небогатый приход не мог взять на себя огромные издержки по возведению каменного собора вместимостью в 3000 человек и вынужден был довольствоваться своим старым храмом.
В 1747 г. Елизавета Петровна повелела приступить к его достройке, причем с изменением сооружения на пятиглавое «как в Москве на Успенском соборе». Из Москвы были присланы чертежи, однако, новый проект разрабатывался уже в царствование Екатерины II. Его оздание императрица поручила известному итальянскому архитектору Антонио Ринальди.
Справка:
Антонио Ринальди - один из ведущих мастеров стиля рококо, переходного от барокко к классицизму, работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях (Ораниенбаум, Царское Село, Гатчина) с 1754 по 1784 год. Панорамы набережных Петербурга невозможно представить без его эффектных построек - Мраморного дворца и пеньковых амбаров Тучкова буяна на Малой Неве. Запоминающийся рисунок крестов Князь-Владимирского собора характерен для почерка архитектора.
Пятиглавый собор на Петербургской стороне был вчерне отстроен в начале 1770-х г. Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служила ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. В 1772 г. пришедший в ветхость деревянный Успенский собор был уничтожен пожаром. Каменный храм к тому времени оставался еще неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв.
В этот период Российская империя победоносно вышла на берега Черного моря. В 1778 г. в устье Днепра был заложен город Херсон, который свое название получил в честь древнего Херсонеса (в русских летописях - Корсунь) - крымского города, где в 988 г. великий князь киевский Владимир Святославич принял крещение и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной. В 1782 г. по представлению князя Г.А. Потемкина императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской».
Лишь в 1783 г. Екатерина, желая, чтоб «начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию», издала указ о передаче ее строительства в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) - директора конторы строения Александро-Невского монастыря.
Заключительный этап работ связан с мастерами круга архитектора И.Е. Старова, который осуществил окончательную отделку храма. Непосредственное руководство оформлением интерьера было поручено архитекторскому помощнику М.Е. Мелентьеву, им же утверждались все сметы. Когда, наконец, отделка строившегося почти полвека каменного собора на Петербургской стороне была завершена, его главный престол был освящен в 1789 г. уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. князя Владимира.
В начале XIX в. при храме открыли Духовное училище, где стали готовить священников для местной епархии. С изданием в 1845 г. нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским (при учреждении ордена его кавалерам был предназначен Софийский собор близ Царского Села). Орден имел 4 степени. Его обладатели получали ежегодную пенсию от 100 до 600 руб., а кавалеры ордена 4 степени - потомственное дворянство. И сегодня над входом в собор можно видеть двух позолоченных ангелов, а между ними - большое изображение ордена Святого Владимира. В середину круга вписан орденский девиз: «Польза, честь и слава».
Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста. Она была построена на пожертвования прихожан в 1880-е гг. в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н.Н. Ковригин, который принес его в дар приходу. Между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший название Князь-Владимирского. Интересно, что инициатором этих работ стал лично император Александр II: в 1870 г. он указал, что площадь при соборе «по своему виду не соответствует наружному благоустройству столицы».
В годы Первой мировой войны при соборе действовал лазарет на 16 коек, в котором лечили раненых солдат и офицеров.
В 1922 г., при изъятии большевиками церковных ценностей, прихожане встали на их защиту. За эту акцию пришлось пострадать настоятелю храма протоиерею Михаилу Союзову: привлеченный к суду по сфабрикованному «делу» митрополита Петроградского Вениамина, он был приговорен к трем годам заключения «с применением строгой изоляции» и умер в тюрьме.
Власти провоцировали всевозможные расколы, поставив каноническое устроение Русской Православной церкви на несколько лет вне закона. В 1922-1926 гг. Князь-Владимирский собор принадлежал радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», которую возглавлял служивший в храме священник Владимир Красницкий, печально известный своим сотрудничеством с карательными органами новой власти. Однако его малочисленные приверженцы не смогли содержать и ремонтировать здание. Храм, изъятый у живоцерковников, был на несколько месяцев закрыт.
В 1929 г. верующих лишили последней возможности отстаивать свои интересы - из Конституции СССР был изъят пункт о праве на религиозную пропаганду. Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны, но соборные колокола были сняты и сданы в переплавку.
При ликвидации храмов города гибли многие чтимые святыни. Редкое исключительное событие произошло в 1935 г.: в Князь-Владимирский собор из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове поступает храмовая икона Успения Божией Матери, «изображение и мера» древнейшего лаврского образа. Сама древняя святыня Киево-Печерской лавры, храмовая икона «Великой церкви», с которой был сделан этот список, была утрачена в годы Великой Отечественной войны.
В 1940 г. произошло еще более значимое событие - в собор переносят чудотворную икону Казанской Божией Матери, относящуюся к числу старейших святынь Санкт-Петербурга. О ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX в. В 1932-1940 гг. она побывала в Спасо-Успенском соборе (на Сенной площади), Андреевском соборе на Васильевском острове и в Смоленско-кладбищенской церкви. После закрытия Смоленской церкви чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 г., когда святыня вернулась под родные своды Казанского собора.
В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь-Владимирском соборе: 22 июня 1941 г. отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божией Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта. Благодаря неиссякаемому паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а, наоборот, возросла.
По свидетельству очевидцев, «стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, через глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города. Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках. Так же стояли и молились прихожане».
После войны удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Сейчас на звоннице расположено семь колоколов, самый крупный из которых был отлит в 1779 г. и весит пять тонн.
На примере здания Князь-Владимирского собора можно проследить, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице империи. Можно с оговорками считать этот период временем «междустилья», хотя вернее будет охарактеризовать период 60-70 гг. XVIII в. как складывание русского классицизма на фоне изживания барокко. Мотивы барокко прослеживаются в овальных окнах-люкарнах и лучковых фронтонах собора, дополняя сдержанные классицистические линии.
Эпоха распространения идей Просвещения, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нем, нарастающее могущество империи, обращение к опыту западного искусства, основанного на идеалах античности, породили новый для России архитектурный стиль.
Решение интерьера Князь-Владимирского собора весьма оригинально и в полной мере соответствует выдающемуся таланту И. Старова. Стены изнутри окрашены в темно-голубой цвет, оживляемый белыми пилястрами дорического ордера, которые зрительно усиливают могучие пилоны, разделяющие прямоугольное в плане здание на три нефа. Благодаря такому оформлению собор изнутри выглядит еще строже, чем снаружи.
На этом «скупом» фоне неожиданно ярким и красочным мазком смотрится деревянный иконостас в стиле ампир, также выполненный по проекту И. Старова. Он является достойным украшением храма и замечательным произведением художественной резьбы. Создатели иконостаса, согласно господствовавшим в XVIII-XIX вв. вкусам, отказались от русской традиции XVII столетия так называемого «высокого иконостаса», и обратились к теме относительно низкой «алтарной преграды», больше характерной для Западной Европы. Центральная часть иконостаса оформлена двумя колоннами, антаблементом и развитым фронтоном над царскими вратами. Боковые приделы отделены от центрального пилонами, на которых покоится главный купол.
Внутри храма отсутствуют привычные росписи, здесь есть только изображения четырех Евангелистов, предположительно выполненные известным художником Карлом Брюлловым. Интересно, что помимо традиционных икон интерьер храма украшают картины. Так, в алтаре находится реплика росписи В. Васнецова «Святая Евхаристия» из Князь-Владимирского собора Киева. На западной стене располагаются копии картин Паоло Веронезе «Оплакивание Христа» и Рафаэля «Преображение». Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира.
В 2015 г. была проведена первая масштабная реставрация собора за все время его существования. «Для нас наступивший год 1000‑летия преставления святого равноапостольного князя Владимира стал поистине праздничным, - отметил настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, - началась долгожданная реставрация, так что в этом важном деле сам князь Владимир нам помог».
Внутренняя реставрация принесла неожиданные открытия. Оказалось, что привычные для прихожан голубые оттенки стен - не родные для этого собора. «В отверстии одного из куполов рабочие обнаружили исторический цвет стен собора - на самом деле они были кирпично-красного цвета», - рассказал отец Владимир. Он сделал предположение, что после войны здание внутри наспех закрасили голубым. Возвращаться к историческим кирпичным тонам не стали, оставив интерьер в привычном цвете.
Здание Князь-Владимирского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России. Запоминающийся ажурный рисунок крестов был специально создан Антонио Ринальди, для Петербурга они уникальны. На сегодняшний день в соборе находится более 3 тыс. изображений святых. Среди главных святынь - икона князя Владимира с частицей мощей, икона-мощевик с 49 частицами мощей святых угодников Божиих, чудотворная икона Успения Божией Матери.
Всех, кто интересуется историей России, историей и культурой Санкт-Петербурга, литературой, садово-парковым искусством, архитектурой, рада приветствовать на этом канале. Присоединяйтесь!
Особая благодарность моим внимательным читателям, которые делают ценные замечания и оставляют свои комментарии. Стараюсь их учитывать для исправления ошибок и неточностей в статьях.
Ссылки на статьи автора о постройках Антонио Ринальди в Ораниенбауме:
1. Дворец Петра III: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/igrushechnyi-dvorec-petra-iii-v-oranienbaume-60ad151867b6041297e744c5
2. Китайский дворец Екатерины II: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/redkaia-dragocennaia-igrushka-ekateriny-velikoi-v-oranienbaume-60af7c4316548f42d100dd29