Восстановление независимого Польского государства после Первой мировой войны дало ему не только обширную и развитую территорию с выходом к морю, но и спорный статус основного бастиона санитарного кордона против большевизма, созданного Антантой. Кроме этого Польша получила территориальные проблемы почти со всеми соседями.
Состояние же флота Речи Посполитой совершенно не соответствовало ее амбициям. Несколько старых небольших кораблей немецкого и русского флотов плюс купленный у французов бывший крейсер "Балтик". В то же время Польша себя ощущала великой державой, способной вершить судьбы Европы. В начале 30-х, как только начала ослабевать "великая депрессия", за флот пришлось взяться всерьез. Основной потенциальный противник Польши, Советская Россия, начала восстановление своих Морских сил.
В 1932-1934 годах поляки сформировали крупный заказ на два эсминца, пять больших подводных лодок и четыре тральщика. Заказы разложили по всем корзинам-эсминцы заказали англичанам, две подлодки голландцам, а тральщики попытались построить у себя. Но даже постройка серии небольших тральщиков типа «Ясколка» в 160 тонн стандартного водоизмещения вызвала проблемы.
Польские инженеры не имели опыта проектирования даже таких кораблей. Расчеты корпуса и испытания моделей проводили в Гамбурге. 20,8% оборудования для них заказывали за рубежом, в том числе: гребные винты, рулевые машины, дизель-генераторы, траловые лебедки, якорные клюзы, машинные телеграфы, счётчики оборотов дизелей, прожекторы, компасы, эхолоты и пассивные гидроакустические станции. Польские же подрядчики постоянно подводили с поставкой проката и отливкой форштевней. Верфи были крайне отсталыми- на казенных стапеля были только деревянные, а Модлинская верфь имела только короткие бетонные стапеля.
Не секрет, что на Балтийском ТВД основным оружием флота являются мины. Для Польши быстро заминировать Финский залив означало возможность запереть Красный Балтийский флот до подхода англо-французских союзников. Польскому флоту необходим был современный большой быстроходный минный заградитель, способный выставить сразу несколько сотен мин. Проект и постройку заказали французам, как основным покровителям Польского независимого государства.
Разработкой требований к кораблю занималось Конструкторское бюро KMW, под руководством Кароля Корытовского. Многие проблемы возникают от бедности. Для скудной казны Речи Посполитой заказ крупного специализированного корабля был роскошью.
В итоге поляки пришли к довольно необычному техзаданию-новый корабль - быстроходный минзаг с большой загрузкой, но одновременно он должен быть учебным кораблем для курсантов, представительской яхтой для главы государства, а по вооружению соответствовать новым польским эсминцам.
Получившийся своеобразный гибрид эсминца, яхты и минзага в условиях ограниченного водоизмещения оказался перегружен вооружением. Под силовую установку места оставалось немного, тем более необходимо было выделить пространство для просторных и роскошных апартаментов "президента" и его свиты, а также для размещения курсантов.
Теснота заставила инженеров использовать дизельные двигатели швейцарской фирмы Sulzer-два по 3000 л.с. Они позволяли надеяться на скорость в 20 узлов и дальность в 9500 миль. Артиллерия была шведской (шесть 120 мм/50 орудий и два спаренных 40-мм зенитных автомата), пулеметы французскими. СУО использовалась также французской разработки. Мины предполагались французские-гальваноударные типа SM.5-300 в штатном режиме и 600 при перегрузе. Вместо них можно было использовать и русские мины обр. 1908 года. Корабль должен был вместить 212 членов экипажа и 100 курсантов. По первоначальной задумке кораблю полагался и самолет, причем польской разработки «Николь А2», но эту идею достаточно быстро отвергли.
Концепт оказался уникальным и в других странах подобное так и не появилось.
Заказ был размещен в 1934 году французской верфи Chantiers et Ateliers Augustin Normand в Гавре. Конкурс по неизвестной причине не проводился. 11 мая был подписан контракт на сумму 32 936 000 франков, или 9 350 000 злотых. Кроме того 3 963 675 злотых причиталось польским поставщикам и шведской "Бофорс", поставившей артиллерию для корабля. Итого общая стоимость корабля составила 13 313 675 злотых (для сравнения эсминец ORP Błyskawica обошелся в 13 705 986 злотых).
Минный заградитель был заложен 14 сентября(по другим данным 14 ноября) 1934 года, 17 сентября приказом по Министерству обороны он получил имя Gryf(«Грыф»), в честь хищной птицы грифон, изображённой на гербе провинции Поморье (Поморье потом шефствовало над кораблем).
Спуск на воду ÓRP Gryf состоялся 29 ноября 1936 года. В церемонии участвовал командующий польским флотом контр-адмирал Ежи Свирский. Крёстной матерью стала пани Ядвига Франковска, жена торгового советника посольства во Франции. Достройка продолжалась до 27 февраля 1938 года, когда на корабле торжественно подняли польский флаг.
Сам процесс строительства минного заградителя оказался делом непростым и для заказчика и для подрядчика. Польскими наблюдателями руководил капитан-лейтенант Роман Сомницкий. Выбор верфи, скорее всего, был сделан по настоятельному совету французских кураторов, с помощью иностранных заказов от зависимых стран пытавшихся спасти от банкротства отдельные французские предприятия.
Chantiers et Ateliers Augustin Normand последнее время специализировалась на подлодках. Кроме польского минзага в это время на верфи строились для французского военно-морского флота подводная лодка «Юнон» и миноносец «600-тонного» типа, а также мореходное лоцманское судно по заказу одного из портов. Уже перед закладкой выяснилось, что надо удлинить стапель, для чего пришлось снести многоквартирный дом. Затем около года бастовали рабочие верфи. Поляки возмущались установленной на верфи всего 40 часовой рабочей неделе и медленной работой французов даже на погрузочно-разгрузочных операциях.
Несколько раз поляки фиксировали и акты откровенного саботажа. Во Франции были сильны коммунистические и просоветские настроения, а антисоветская Польша, заключившая в 1934 году один из первых договоров с фашистской Германией, симпатиями не пользовалась.
Обнаружились и технические ошибки при проектировании, вызванные отсутствием у инженеров верфи опыта в работе с такими кораблями. Например с конструкцией корпуса или формой и замками минных дверей. Ряд изменений в проект при строительстве внесли и поляки.
Однако наиболее проблемными оказались польские поставщики, хотя на них приходилось лишь 6,5 % поставок. Только шлюпки из Гдыни пришли вовремя и хорошего качества. А практически все электрооборудование оказалось с недостатками, то сделали не так, то кабель в дороге промочили, то упаковку для хрупкой аппаратуры не обеспечили.
В итоге «Грыф» был сдан заказчику через 45 месяцев вместо 24 по контракту. Поляки рассчитывали на получение штрафных санкций в 300 тысяч франков. Французы ответили ссылками на многочисленные изменения проекта поляками и форс-мажор забастовок. После тяжелых споров сошлись на 50 000 франков.
Даже спуск на воду превратился в спецоперацию. Для того чтобы спихнуть корабль в воду со стапеля, стоящего в плотной городской застройке Гавра пришлось перекрывать движение по улице, при этом технически спуск возможен был лишь три дня в месяц, во время полного прилива. Опасались и саботажа.
Тем не менее спуск прошел нормально. После него на минзаг назначили нового командира-капитана 3-го ранга Станислава Тутуса Дзенсикевича.
Весной 1937 года началась работа приемной комиссии во главе с капитаном 2-го ранга Влодзимежом Штайером, в Первую мировую войну служившим на крейсере «Аскольд» .
На первом пробеге на мерной миле скорость минзага с трудом достигла 16,5 узлов. По условиям контракта при скорости до 17 узлов заказчик мог отказаться от приемки корабля, но стороны достигли компромисс и продолжили испытания. Благодаря длительным танцам с бубном (несколько раз кораблю меняли винты) минзаг в итоге смог показать контрактную скорость в 20 узлов.
В конце 1937 года поляки начали формировать экипаж, 3 февраля 1938 года его из Гдыни отправили на транспорте "Вилия" в Гавр. Несколько дней ушло на освоение нового корабля и 27 февраля 1938 года минзаг, сменив французский флаг на польский, отправился на родину.
«Грыф» ORP “Gryf” Chantiers et Ateliers A. Normand, Гавр. Заказан 11 мая 1934. Строительство начато 14 ноября 1934. Спущен на воду 29 ноября 1936. Введён в эксплуатацию 27 февраля 1938. Поврежден германской авиацией 1.9.1939 и поставлен на ремонт в плавучий док. Потоплен германской авиацией 3.9.1939 (вместе с плавучим доком) в ВМБ Хель. Выведен из состава флота 3 сентября 1939.
Водоизмещение 2227 т (стандартное)/ 2646 т. (полное). Длина 103,2 м. Ширина 13,06/13,2 м. Осадка 3,6 м.
Двигатели-два дизеля Sulzer 8SD48, 6000 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 20 узлов (максимальная). Запас топлива 310 тонн. Дальность плавания 9500 миль при 14 узлах. Экипаж 162 человека (12 офицеров, 68 мичманов, 82 матроса).
Вооружение-2х2 и 2×1 120-мм орудия Bofors wz. 34/36. Зенитная артиллерия 2 × 2 40-мм Bofors wz. 36, 4 (2x2)13,2-мм Hotchkiss wz. 30. Минно-торпедное вооружение 300 (перегруз 600) морских мин, 8 минных стоек
«Грыф» имел гладкопалубный корпус из специальной симменс-мартеновской стали, наклонный форштевень и полукруглую корму. Для улучшения мореходности корабль получил высокий борт с подъемом к форштевню, который создавал еще и дополнительную парусность при сильном ветре.
Двойное дно высотой 1,3 метра шло от таранного отделения до 14-го шпангоута, корпус делился на десять основных водонепроницаемых отсеков, а затем дополнительными переборками был разделен на более мелкие отсеки. Из двух палуб главной была минная. Корпус для уменьшения качки получил скуловые кили.
Носовая трехуровневая надстройка напоминала надстройку эсминцев типа «Гром». В ней располагались основные центры управления корабля. Сзади к надстройке примыкала треногая фок-мачта высотой 25 метров с 75 см боевым прожектором. Еще один такой прожектор установили на длинной надстройке на миделе.
Внешний вид минзага был довольно уродлив и негармоничен, он напоминал какой-то странный обрубок с непропорционально высоким бортом. «Уродливость силуэту корабля придала дымовая труба, которая была размещена в кормовой части, многие специалисты утверждали, что данное сооружение не нужно, так как корабль передвигался с помощью дизелей. Доводом за появление трубы, было то, что «Грыф» был новейшим кораблём, а корабль без трубы, всё равно, что парусник без мачт».
Нормальное водоизмещение корабля составляло 2250 тонн, при приеме 511 мин и полной загрузке оно увеличивалось до 2646 тонн.
Силовая установка- два 8-цилиндровых возвратных дизеля 8SD48 (разработка швейцарской фирмы «Зульцер»), построенные по лицензии во Франции. Мощность 6000 л.с. Дизеля вращали два гребных винта диаметром 2,6 метра. Запас солярки-нормальный 100 тонн, максимальный 310 тонн. Дизель обеспечивал большую дальность плавания и возможность малого хода при минной постановке. Дальность при максимальной загрузке 9500 миль на 14 (10)узлах. Маневренность была неудовлетворительной, радиус циркуляции большим. Максимальная проектная скорость 20 узлов.
Штат экипажа включал 149 человек, в т.ч. 13 офицеров. Кроме них на борту постоянно находились 14 курсантов и два офицера школы. В процессе эксплуатации штатное расписание увеличилось до 205 - 210 чел. К началу войны на борту находилось 185 моряков.
В центральной части корабля размещались каюты офицеров и апартаменты первого лица и его свиты. Последние имели роскошную представительскую отделку. Ниже размещались каюты унтер-офицеров и три кубрика для нижних чинов, которым полагались лишь подвесные койки. Корабль мог в учебном варианте принять на борт 60 курсантов и унтер-офицеров. Курсантов размещали на закрытой минной палубе. Интересно, что офицеры «Грыфа» считали эти помещения достаточно комфортабельными. Для "гостей" имелся дублирующий ходовой мостик, а учебные классы организовывались вместо минных транспортеров.
Артиллерия минзага состояла из четырёх 120-мм установок (двух одно- и двух двухорудийных) шведской фирмы «Бофорс». Орудия были такими же, как на польских эсминцах. Расположение-линейно-возвышенное в оконечностях. Нижняя установка-двухорудийная, верхняя одинарная. Сектор обстрела у всех по 270°. Вес одинарной установки составлял 8750 кг, спарки-17650 кг. Для защиты одиночной установки применялись 1550 кг броневые коробчатые щиты из 7 мм стали. Для спарки вес брони был уже около 2 850 кг.
120 мм орудия образца 1934/36 года имели длину ствола 50 калибров и стояли на специальных станках с углом возвышения до 30°, что давало им возможности по стрельбе по низколетящим целям. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом-19500 метров, прицельной дальностью считали 12900 метров, начальная скорость 728 м/с. Техническая скорострельность составляла 12 выстрелов в минуту, а практическая всего около 9.
Заряжание производилось вручную 41 кг унитарным выстрелом ( фугасный снаряд 22,7 кг, бронебойный 24, зажигательный 17,2 кг). Общий боекомплект составлял около 1000 выстрелов.
В систему управления огнем входили индикаторы указателей, центральный аппарат стрельбы производства французской фирмы «Granit», оптические визиры и два французских дальномера с базой 4 метра( по первоначальному проекту были трехметровые). Курс и скорость цели, а также дистанция до неё вводились вручную.
Минзаг был обеспечен современной ПВО-на него поставили закупленные в Швеции по 15 тысяч злотых за штуку спаренные 40 мм установки фирмы "Бофорс" обр. 1936 года( Bofors wz. 36). "Бофорсы" отличались высокой скорострельностью и надежностью.
40 мм автоматическое орудие имело ствол длиной 56,25 калибра. Благодаря использованию вертикального клинового затвора с полной автоматикой и применению обойм, скорострельность достигла 120 выстрелов в минуту. Качественная сталь обеспечивала живучесть ствола порядка 10 000 выстрелов. Поворотный станок обеспечивал сектор обстрела 360 градусов и угол возвышения до 90 градусов.
Правда вес такой установки достигал 7 тонн и ее работоспособность зависела от наличия электричества. На «Грыфе» установили две таких установки, на кормовой надстройке вдоль бортов. Соответственно при одном удачном попадании могли выйти из строя обе спарки.
Каждая обойма снаряжалась четырьмя снарядами, общий боекомплект составлял 2400 выстрелов в кормовом погребе плюс 240 хранившихся возле орудий.
На крыльях носового мостика дополнительно стояло по спарке 13,2 мм пулеметов "Гочкис" образца 1930 года, весом по 350 кг каждая. Сектор обстрела-180 градусов. Пулеметы с воздушным охлаждением имели коробчатый магазин на 30 патронов. При технической скорострельности 450 выстрелов в минуту практическая составляла всего 180-200. Установка производства французской фирмы «Ла Пресисьон Модерн» обеспечивала угол возвышения до 85 градусов, на станке было оборудовано сиденье для пулеметчика с педальным спуском. Бронебойная пуля 52 грамма с 200 метров пробивала 30 мм брони. Общий боекомплект-9500 патронов.
Первоначально корабль имел два бомбосбрасывателя для глубинных бомб, ниже верхней палубы. Они предназначались для учебных целей. При оборудовании учебных классов их также демонтировали. При учебных выходах на корабль мог быть погружен кормовой торпедный аппарат 450 м со старого миноносца на специальной тележке, который в обычное время хранился на береговом складе.
Из приборов минзаг имел лаг Черникеева, радиопеленгатор и эхолот модели «375» французского производства, несколько радиостанций и пассивную гидроакустическую станцию Multipost американского производства, пригодную для обнаружения подлодок..
Но главным оружием корабля были морские мины.
Польский флот в предвоенное время использовал два типа морских якорных мин. Первый- это русские мины образца 1908 года, удачно купленные у Эстонии по такой мутной схеме, что своего поста лишился первый командующий польским флотом вице-адмирал К. Порембский. Тем не менее мины приняли на вооружение как контактная мина wz. 08. Часть мин была модернизирована поляками и обозначалась как «08/39».
Якорная гальвано-ударная мина типа «08» вместе с тележкой имела длину 1290 мм +/-30 мм, высоту 1040 мм +/-20 мм, диаметр по средней части шара 905 мм +/-25 мм. Общий вес составляла 592 кг +/-10 кг, из которых на мину приходилось 166 кг. Последняя содержала 115 кг тротила. Длина минрепа- 110 м.
«08/39» при тех же размерах была тяжелее на 50 кг за счет удлинения минрепа до 200 метров (теперь глубина постановки составляла от 15 до 200 метров), заглубление в зависимости от глубины от 1,2 до 6,3 метров. Наименьшее расстояние между минами - 35 м. Точность постановки по глубине - 0,6 м. Подготовка мины к постановке занимала порядка 10-20 мин.
Вторым образцом на вооружении была мина SM.5, в девичестве французская мина HS4AR фирмы «Саутер Харле », попавшая в Польшу вместе с подводным минзагом «Вилк» в 1930 году. Поляки и ее доработали, добавив возможность установки с надводных кораблей.
Якорная гальвано-ударная мина типа HS4AR имела шарообразную форму и следующие размеры вместе с тележкой: высота 1510 мм, диаметр 1040 мм. Общая боевая масса мины равнялась 1150 кг, из которых вес боевой части, содержавшей 220 кг тротила, составлял 395 кг. Длина минрепа - 200 м. Минимальная глубина постановки при использовании гидростатических приборов - 30 м. На борту «Грыфа» обычно находилось от 6 до 8 штук SM.5.
Штатное хранение мин на борту осуществлялось на шести дорожках на минной палубе в корме (около 150 штук), на двухъярусных стеллажах в в центральном трюме(еще 150), откуда их поднимали на специальных лифтах. Максимальная вместимость-600 штук.
Для установки мин предназначались восемь дорожек, по четыре на минной и верхней палубах. Постановка с минной палубы шла через закрывающиеся металлическими дверями порты.
Уже после прибытия в Польшу начальство посчитало необходимым перепрофилировать корабль в учебный. Летом 1938 года в кормовой части вместо минных дорожек и стеллажей были оборудованы учебные классы. Кормовые двери заварили. Возможность ставить мины осталась только для четырех дорожек на верхней палубе.
Расчеты показывали, что при размещении более 300 тонн мин может сильно пострадать мореходность корабля.
Больше, лучше и подробнее-здесь:
Оценивать «Грыф» сложно, слишком различны роли для которых он предназначался.
Для представительской яхты он абсолютно не проходит по внешнему виду и скорости. Для эсминца у него нет торпедного вооружения и категорически не хватает скорости. Для большого минзага маловато скорости и после переоборудования значительно ограничены возможности масштабных минных постановок.
Только в роли учебного корабля он более-менее адекватен. На нем был необходимый комплект навигационного оборудования, современная артиллерия польского флота, наглядная возможность минных постановок, даже дополнительное торпедное вооружение можно было поставить.
Лучше всего о нем скажут сами польские моряки:
«.. .Специалисту было достаточно бросить один взгляд на силуэт корабля, и ему сразу бы стало ясно, что бронирование нулевое, он неповоротлив, диаметр циркуляции велик. Говоря прямо, великолепная цель для торпеды. Казалось, что источником вдохновения конструктора минного заградителя была речная баржа. На самом деле этот корабль и был речной баржей, на строительство которой пошли стальные листы, которые могли выдержать установку и силу залпа шести 120-мм орудий (на эсминцах их было 7), вес боезапаса и 300 морских мин на палубе юта.
Командирский мостик находился на расстоянии 1/3 длины корабля от носа, в середине были установлены зенитные орудия. На 1/3 длины корабля от кормы была установлена дымовая труба, с помощью которой отводились газы от дизелей фирмы «Зульцер». Экипаж очень быстро сориентировался в качествах корабля, гостям представляли его как крейсер, а между собой называли «лодочкой».Капитан 2-го ранга Влодзимеж Штейер, в конце 1950-х гг.
«Прозвище «речная баржа», присвоенное ему одним из старших офицеров, не соответствовало действительности. Если бы он и ему подобные фанаты эсминцев с их красивыми силуэтами сравнили бы «Грыфа» с минными заградителями других держав с большими традициями и опытом, нежели наша, вероятно, их мнение изменилось бы». Младший лейтенант Ягушевич.
«Этот корабль должен был совмещать две функции: быть заградителем, который может быстро выставить 300 гальвано-ударных мин, и в то же время учебным кораблём для Школы подхарунжиев Маринарки Войенны.
Выполнить вторую задачу вполне удалось - оборудование, имеющееся на корабле, позволяло проводить занятия с курсантами по навигации. Планировалось, что «Грыф» станет совершать многомесячные учебные океанские походы со слушателями второго курса. В их распоряжении находился второй штурманский мостик, оборудованный новейшими навигационными приборами - лагами, эхолотами, пеленгаторами, репетиторами гирокомпаса. Это позволяло курсантам вести штурманскую работу отдельно от главного штурманского поста. С двух междупалубных пространств на время похода с курсантами легко можно было демонтировать четыре минных рельса, для организации двух просторных и комфортабельных кубриков, где могли разместиться 100 курсантов.
Артиллерийское вооружение минного заградителя соответствовало вооружению большого эсминца и состояло из шести 120-мм орудий. Управление артиллерийским огнём производилось с помощью новейшей системы управления (Система управления огнём на момент постройки корабля уже точно не относилась к новейшим). Зенитное вооружение включало два спаренных 40-мм зенитных автомата «Бофорс» с водяным охлаждением и четыре двухствольных крупнокалиберных пулемёта (На самом деле их было два). Также на борту «Грыфа» имелись два боевых 75-см прожектора, два стереоскопических дальномера с базой 4 м (На самом деле с базой 3 м) и четыре комплекта аппаратуры для постановки дымовой завесы. Торпедные аппараты и глубинные бомбы на корабле отсутствовали. Два швейцарских дизеля Зульцера обеспечивали очень скромную для военного корабля скорость - 20 уз., тем не менее, это делало невозможной торпедную атаку субмарины из подводного положения.
Дальность плавания «Грыфа» позволяла ему совершить кругосветное плавание без пополнения запасов топлива (Явное преувеличение, с полным запасом топлива корабль мог дойти, выйдя из польского порта, только до Антарктиды).
К несчастью, ни один курс не прошёл океанскую практику на «Грыфе», великолепно оборудованном для выполнения функций учебного корабля».Капитан-лейтенант Станислав Межковски в 1947 г.
В результате метаний Польша получила учебный корабль с усеченными возможностями минзага по цене современного эсминца. Неопределенность в головах командования привела к неопределенности в действиях корабля во время войны. Свою боевую задачу выполнить он не смог.
Об истории службы и недолгом участии минзага в боях-в отдельной статье.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам