Найти в Дзене
На завалинке

Остановила поезд

Наверное, в каждой семье есть истории, которые бережно передают от отцов детям и внукам. Об одной такой истории пойдёт речь в моём рассказе.

Июль 1941 года. Узбекистан, Фергана.

Алиеву Ивану, которому тогда было 26 лет, в первый же день войны, прямо на рабочее место принесли повестку. Всё завтра в дорогу. Идя домой, быть может в последний раз, он купил целую фуражку ароматной узбекской самсы. Жене Василисе он молча показал повестку. Та вскрикнула и тихо заплакала. Дети ели самсу и не понимали, почему отец и мать плачут. А Иван не знал, посчастливится ли ему ещё когда-нибудь увидеть своих деток и молодую жену Василису. Зато хорошо знал, каково это - расти сиротой. Сам с четырех лет остался без отца, погибшего в Первую мировую и без матери, умершей после похоронки от горя.

Проводила Василиса мужа. А тут новая напасть. Её мать Татьяна тяжело заболела малярией. Её бросало то в жар, то в холод, ломило кости, болела голова. Она стонала и металась в постели. Василиса не отходила от матери, но не уберегла. Через несколько дней её не стало. Похоронила мать и осталась в 25 лет одна - с двумя своими малышами (Динарой 6 лет и Тамарой 4 года) на руках, да с младшей родной восьмилетней сестренкой Зиной - теперь круглой сиротой.

В Средней Азии тогда шла эпидемия малярии. Чтобы сласти себя и детей, Василиса поспешила уехать в Сибирь, к брату Ахмедову Армену на Алтай. Вместе легче горе пережить.

Вокзал. Попасть на поезд нелегко. Толпы народа буквально штурмуют вагоны при посадке. Крик, шум, давка. В такой тесноте и шуме Василиса потеряла из виду свою четырехлетнюю дочку Тамару. Буквально держала за руку, отпустила, чтобы подать пожитки в вагон и всё. Нет девочки.

- Тамара! Доченька! – кричит напуганная мать, - Доченька!

В спину толкают, требуют или проходить в вагон или не мешать. Очумевшая от горя мать продолжает кричать, звать малышку, но тщетно. Кто знает, на что способна отчаявшаяся мать. А поезд вот-вот отойдет. Кинулась Василиса к голове поезда. Встала на пути. Кричит, что не пустит поезд.

На неё машут, отталкивают, а она ни в какую. Стоит на своём.

- Люди! Помогите! – рыдает Василиса, - у вас тоже есть дети. Помогите найти дочь. Муж на фронте, мать умерла, а я дочь уберечь не могу. Помогите!

Упала на колени и рыдает. Понимает, что с уехавшим поездом навсегда потеряет свою дочь. Несколько человек вызвались ей помочь. Стали обходить вагоны выкликая имя девочки.

- У Томочки на правой щеке родинка, - тычет пальцем мать, вытирая слёзы и поднимаясь с земли, - Вот, как у меня.

Начались поиски пропавшей. Кто-то ворчит, кто-то восхищается, а кто-то помогает искать девочку. Обошли весь поезд. Остался один вагон с цыганским табором. Их не пускают, выталкивают, кричат по-цыгански и машут руками. Началась перебранка и потасовка. Вышел седой статный цыган в шёлковой жилетке по верх малиновой рубахи и кнутом заправленным в сапог. Все затихли. Он что-то спросил у женщин, те замялись, но закивали головой на конец вагона. Он крикнул, вышла молодая цыганка со спящим ребёнком на руках. Лежит словно мёртвая, не дышит. Это была Тамара. Он хлопнул в ладоши перед лицом девочки и она очнулась. Фантастика или фокус. Испугалась, заплакала, но увидев мать, протянула руки. Семья воссоединилась.

Зачем они украли девочку - неизвестно. Разбираться было некогда. Мать счастлива, что нашла дочку. Значит всё хорошо. Все расселись и поезд тронулся. Ну, наконец-то все проблемы позади, но не тут-то было.

На следующий день Василиса почувствовала приступы малярии. На первой же станции дала телеграмму брату, где просила встретить детей, если она умрёт в дороге. В вагоне тесно, душно, а у Василисы жар и дети на руках. Она то теряет сознание и проваливается в какаю-то бездну, то слышит голоса детей и снова просыпается. Приехали.

Из прибывшего поезда больную вынесли на носилках. Один из носильщиков снял тюбетейку, прощаясь с несчастной. Женщина была без сознания. Брат едва узнал в этой полуживой, бледной с синими губами мумии свою сестру. Только чёрные тугие косы и тюбетейка с знакомым рисунком помогли её узнать. Восьмилетняя Зина (младшая сестра Василисы) держит за руки шестилетнюю Динару и четырёхлетнюю Тамару. Больную погрузили в телегу, уложив на солому. Детей и скудные пожитки рядом.

***

Василису лечил деревенский лекарь. Его отварами пользовались многие в Алтайском крае. Лекарь долго спасал её и не только отварами и мазями. Он молился над ней и не отходил от постели. Шла неделя за неделей. Болезнь отступила и женщина пошла на поправку.

***

После войны Алиев Иван вернулся живой. Семья снова переехала в Фергану. Родились ещё три сына. Одного из них назвали Виктором - в честь Победы. Другого Николаем - в честь святого, помогающего пережить все беды. А младшего – Юрием.

***

-2

Алиевы очень добрые и отзывчивые люди. Такими же воспитали и своих детей. Никто и никогда не слышал от них грубого слова. Они навсегда остались в памяти сельчан примером настоящей семьи. Их уже давно нет. Но они продолжаются в детях, внуках и правнуках.

Другие мои рассказы:

Как дочь товарища дружила с призраком умершего мальчика

Первый телевизор в нашей деревне

Женский взгляд на переезд в деревню

Ошибка или Судьба

Смекалка