12 января 2007 года в Вашингтоне в вестибюле станции метро «Ленфант Плаза» играл на скрипке музыкант. Обычный уличный музыкант – ещё нестарый мужчина в бейсболке, джинсах и мятом свитере.
Сперва он сыграл «Чаккону» Баха ре-минор из «Партиты № 2». Сложнейшее произведение, длящееся почти 14 минут! Люди шли мимо, не обращая внимания. Кто-то задерживался на несколько секунд, бросал в раскрытый футляр от скрипки мелочь и шёл дальше. Музыкант продолжал играть, следующей пьесой была «Аве Мария» Шуберта... За неполный час мимо музыканта прошло больше тысячи человек. Музыкант собрал 32 доллара. На три обеда в американском «Макдональдсе».
Всё происходящее фиксировала скрытая камера. Это был эксперимент, поставленный газетой «Вашингтон Пост». Роль уличного скрипача играл Джошуа Белл, выдающийся американский музыкант, лауреат премии «Эйвери Фишер», обладатель «золотой пластинки» от Академии Достижений США. Семь раз его диски оказывались на первом месте в рейтинге классических записей по версии журнала «Биллборд». В руках у музыканта была скрипка «Джибсон экс-Губерман» работы Антонио Страдивари, оценивающаяся приблизительно в 4 миллиона долларов США.
Буквально за 2 дня до эксперимента Джошуа Белл отыграл в Вашингтоне концерт. Зал был переполнен, был аншлаг, а средняя цена всего лишь одного билета составляла 100 долларов...
Вдумайтесь. Это был тот же самый музыкант. Который играл на той же самой скрипке. Те же самые произведения. Но ни один человек музыканта не узнал, только несколько людей (включая 3-летнего мальчика) задержались на чуть-чуть послушать игру исполнителя... Если бы перед этим была хотя бы малейшая реклама (в духе «завтра Джошуа Белл будет играть в городском метро»), на станции яблоку было бы негде упасть, сами понимаете. Вы что!! Мировая звезда!! Но никакой рекламной шумихи не было – и... Мировая звезда оказалась никому не интересной. Ну, мужик и мужик, играет себе и играет, да и пёс с ним, я на занятия/работу опаздываю... И всё! Раз нет рекламы – нет и музыканта.
«Самым обидным,» – вспоминал Джошуа Белл после эксперимента, – «был момент сразу же после окончания каждой пьесы. Просто ничего. Никаких аплодисментов, никакой реакции. Музыка играет, музыка закончилась – ноль эмоций!».
Единственным человеком (из более чем тысячи), узнавшим знаменитого музыканта, стала Стейси Фурукава, сотрудница местного департамента торговли. «Это была самая чудовищная картина, которую можно было представить себе в Вашингтоне» – рассказывала она потом. «Сам Джошуа Белл стоит и играет в час пик, когда народу больше всего, но люди не останавливаются, даже не оглядываются, разве что некоторые бросают ему мелочь! Мелочь! У меня была единственная мысль: Господи, да в каком же городе я живу, раз такое вообще происходит?!». Стейси положила в футляр музыканта купюру в 20 долларов, однако в «общий зачёт» эти деньги не пошли (поскольку музыканта узнали).
«Всё, однако, прошло не так плохо!» – смеялся Джошуа Белл на подведении итогов эксперимента. «32 доллара 17 центов за час – во всяком случае, с голоду я бы не умер!».
Нужна ли тут мораль? Как вы считаете? И, если да, то какая?
А вдруг мы имеем тех моргенштернов (а также те альфа-банки, тех грефов и т. д., и т.п.), которых заслуживаем?
Читайте также:
Гениальная мистификация, похоронившая репутацию экспертов искусства
Это журнал "Лучик" – познавательный семейный журнал для детей и родителей. Он рассказывает школьникам, что такое квантовая физика, как измеряют расстояния до звёзд, как пользоваться "бритвой Оккама", почему в музыке семь нот и для чего человеку совесть.
Присоединяйтесь к нам на нашей странице "Вконтакте".