Найти в Дзене

Развитие музыки в Древней Руси

Данная статья является продолжением другой, в которой говорилось про зарождение музыки в Древней Руси, так что настоятельно рекомендую для начала прочитать её.

Были на Руси и певческие стили. Всего их было 2:

  • Кондакарный, он же сольный
  • Знаменный, он же хоровой

Стройное чередование тонов и полутонов, что образовывали двенадцатиступенчатый звукоряд, называли церковным ладом. Он, в свою очередь, состоял из 4 согласий: простого, мрачного, светлого и тресветлого. В каждом было по 3 звука.

Разумеется, монахом нужно было как-то всё это делать записывать. Потому и была придумана знамённая нотация, которую иногда зовут крючковой из-за основного знака в системе. Впрочем, учёным трудно расшифровать их по той причине, что нет точной информации о том, как звучали знаменные распевы.

-2

Как уже было озвучено, что церковную музыку древнерусская церковь взяла у Византии. Это заимствование и вступило в конфликт с национальной музыкой. Следствием этого заимствования стало то, что авторам древнерусских распевов приходилось совмещать церковную песнь вместе со своей национальной музыкой, что использовала языческие приёмы.

-3

Но не стоит думать, что только церковная и национальная музыкальные направления были широко распространение. К примеру, можно обратиться к сохранившимся фрескам Софийского собора в Киеве. Там изображён музыкант, что исполняет мелодию на струнном смычковом инструменте. На ещё одной изображены музыканты, которые играют на духовных и щипковых инструментах. На другой вообще музыкант играет на органе. Однако позволить это всё могли себе лишь князья, которые так любили и ценили хорошую музыку (большинство, во всяком случае).

Храмовое пение
Храмовое пение

Говоря о князьях, нельзя не упомянуть про группу певцов, которые были созданы при князе. И называли их государевыми певчими дьяками. Жалование их зависело от того, с каким усердием они будут прославлять князя на государевых богослужениях.

Были и разные певческие голоса:

  • вершники
  • путники
  • нижники
  • демественники

Если переводить на наши обозначения, то вершники - тенор, путники - баритон, а нижники - бас. А демественники же умели петь на все 3 диапазона.

-5

По итогу, музыка в Древней Руси является уникальным явлением в мировой истории и мировом искусстве. Именно на Руси придумали играть на колоколах, пели былины. Также византийская церковная музыка была усовершенствована, путём добавления туда русского духа. Церковная музыка в целом стала началом профессиональной музыки на Руси.

Спасибо, что прочитали эту статью. Если она вам понравилась, оставьте комментарий и поставьте лайк. А также подпишитесь на канал, если вы ещё этого не сделали.