Герду Таро называют одной из первых женщин-фотокорреспондентов, она снимала на линии фронта, освещая гражданскую войну в Испании. Имя Герды неразрывно связано с историей Роберта Капы, а также бурными временами первой трети ХХ века. Она бежала от нацистов из Германии, став военным фотокорреспондентом, и погибла в Испании, во время войны республиканцев со сторонниками Франко. Именно она вместе с фотографом венгерского происхождения Андре Фридманом придумала для него псевдоним «Роберт Капа» и первое время даже подписывала общим «именем» свои работы. Но больше всего Герда Таро известна тем, что стала первой женщиной-фотографом, посвятившей себя военной фотожурналистике.
Герда Таро — это псевдоним фотографа. Она взяла его в честь Таро Окамото (это выдающийся японский художник) и Греты Гарбо. Настоящее ее имя — Герда Похорилле. Девушка родилась в Германии в 1910 году, но по происхождению была не немкой, а еврейкой. Ее родители эмигрировали из Галиции и обосновались в Штутгарте, откуда впоследствии переехали в Лейпциг. Герда стала работать машинисткой, но на волне растущего в стране антисемитизма вступила в коммунистическую организацию и начала распространять листовки против нацизма. В марте 1933 года ее арестовали по подозрению в участии в большевистском заговоре и антифашистской пропаганде.
В тюрьму Герда уехала подчеркнуто красиво — с макияжем и в туфлях на каблуках. Однако допросы в гестапо и арест стали слишком серьезными доводами против дальнейшей жизни в Германии. Выйдя из тюрьмы, девушка сбежала во Францию по фальшивым документам и в 1934 году вошла в парижский коммунистический круг.
На всех фото молодая красивая еврейка Герда Таро обычно позирует на камеру и улыбается. Большинство портретов Таро сделал ее партнер Роберт Капа — известный фотокорреспондент и классик фотографии. С которым познакомилась в Париже в начале его карьеры. Об их романе написана не одна книга, история их отношений отображена в книге Сусанны Фортес «В ожидании Капы». И на этом бурном и эмоциональном фоне история о фотографии развивалась так же драматично. Оба снимали войну для издания Vu, но признание пришло значительно быстрее к Капе. Однако Джимми Фокс и другие признанные фотографы истории в один голос твердят, что реальность была намного сложнее, а любовью всей жизни Герды был вовсе не Роберт, а канадский журналист Тед Аллен, который находился с ней до последнего ранения и смерти.
Еврейское происхождение сформировало антифашистский посыл ее творчества, а талант и невероятная смелость стали залогом всемирной известности и причиной преждевременной смерти на испанской войне 1937 года. Герда Таро — член печально известного «клуба 27», она погибла, меньше месяца не дожив до этого возраста, но успела сделать много. Ее фотографии демонстрируют влюбленность в жизнь и презрение к опасности. Через них, показана вся трагичность тематики, независимость, яркий характер фотографа и ее умение не унывать в сложных обстоятельствах.
Всё начинается в 1934 году бедствующий венгерский фотограф Андре Фридман, живущий в изгнании в Париже, получает задание сделать рекламные фотографии для проспекта швейцарской страховой компании. В поиске потенциальных моделей, в кафе, он знакомится с молодой швейцарской беженкой Рут Серф и уговаривает ее позировать для него в парке Монпарнас.
Не вполне доверяя оборванному молодому обольстителю, Рут приводит с собой подругу Герту Похорилле – миниатюрную рыжеволосую девушку с обворожительной улыбкой и уверенными манерами. С этого момента начинаются самые культовые отношения в истории фотографии.
Андре Фридман и Герта Похорилле изменяют свои имена и свою судьбу, превратившись в Роберта Капу и Герду Таро – самых прославленных визуальных хроникеров Испанской гражданской войны. Вместе им удастся изменить природу военной фотографии, наполнив её новым смыслом. Капа стал самым прославленным военным фотографом 20-го столетия благодаря своим крупноплановым фотографиям со дня высадки союзников на пляже Омаха в Нормандии. Его самое известное высказывание мгновенно стало афоризмом, которым руководствовались многие грядущие поколения военных фотографов: “Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко”.
И Таро, и Капа были настоящими «героями Ремарка» — ценили жизнь во всем ее многообразии, часто влюблялись и не связывали друг друга в отношениях. Эта пара стала основоположниками политического манифеста в фотографии.
Фотографии Герды Таро
Первая съемка Таро состоялась в женском лагере милитарной группы Единой социалистической партии на одном из каталонских пляжей. Описывая изображения, мировые издания называли преимуществами автора эмоциональную близость и эмпатию к людям, которых Герда фотографировала. Это видно в самих снимках, где военные позируют, а не изображены в момент боя; они даже улыбаются. Близость также передавали динамичность камеры и выбранные ракурсы.
Таро фотографировала не только солдат, многие ее снимки посвящены повседневной революционной борьбе, мигрантам, сложной теме выживания на войне. Герда показывает не только триумф и отвагу, а сложности получения свободы, жертвенность и трагедию. Вместе с Капой Таро запечатлела мигрантские поселения на берегах Андалусии в феврале 1937-го, а в мае того же года сделала серию фотографий гражданского населения Валенсии после ночной бомбардировки.
Летом 1937 года во время битвы при Брунете на Таро наехал танк, от тяжелых травм фотограф умерла на следующий день в больнице. Символично, что за месяц до этого Герда сделала снимок танка под углом снизу вверх. Солдат на танке улыбается, потому что уверен в своем будущем триумфе. Он движется вперед, критически близко к фото-корреспондентке.
25 июля 1937 года они были под жестким обстрелом. Когда разбитые части республиканцев отступали от г. Брунете. Среди суматохи и неразберихи один из танков зацепил машину с ранеными, в которой ехала и Герда Таро. На следующий день от тяжёлых ранений она сканчалась. Ее последними словами были: «Они забрали мою камеру?» Она не дожила несколько дней до своего 27-летия. Герда Таро была первой женщиной в военной фотожурналистике, и она же стала первой представительницей этой профессии, погибшей на войне. Она была похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез. На похороны Герды Таро в Париже пришли десятки тысяч скорбящих, включая Капу, Шима и Теда Аллена. Церемония была организована французской коммунистической партией, которая считала ее «своей», и, по словам Шабер, стала «впечатляющим олицетворением международной солидарности с Испанской республикой».
Тогда медиа называли Таро мужественным репортером, героиней левой борьбы и мученицей антифашистского движения. Она должна была стать образцом для многих молодых девушек, которые видели себя активными участницами борьбы против фашизма.
В биографиях фотокорреспондентки отмечают, что после смерти многие ее снимки были приписаны Капе. Но благодаря исследованиям, которые проводят в последние годы, ошибки удается исправлять. В 2007-м Международный центр фотографии в Нью-Йорке открыл первую ретроспективу творчества Таро. А несколько лет спустя в Мехико были найдены 4,5 тысячи негативов Таро и Капы.
При жизни Герды писали, что ее характер и внутренняя сила способны вдохновлять и восхищать. Но даже после смерти фотографа эта сила продолжает существовать на ее снимках, показывая что-то правдивое и честное, что не может не завораживать.
ХронИКстори