Найти тему

В тувинской деревне храм устроили в крестьянской избе

Оглавление

Все-таки до Тоджи мы добрались. Вообще, нет сомнений, что священники в Кызыльской епархии настоящие подвижники. Сами представьте, это настоящий духовный подвиг - служить Богу в стране, где восемь из десяти шипят в спину «Русские прочь!», где каждый второй, приняв на грудь, вспоминает, что он буддист (Будда бы ревел, услышав такое), где каждый третий падает ниц при виде военного министра, (утверждая, что он как минимум прямой наследник Чингис-хана, а как максимум воплощение особого тувинского бога на Земле), но при этом ничего не хочет сделать, чтобы стать таким как он.

Понятно, что это не статистика, а мои субъективные впечатления, но, уверен, что они близки к реальности.

Ведь никто не знает, в какой момент пик местных 90-х (а если не брать в расчет парадные площади и курорты для избранных, то здесь время притормозилось) вспыхнет новой искрой. Для того, чтобы вспыхнуло стараются и местные националисты, и заграничные китайцы. В общем, всё непросто.

Тоджинский кожуун самый отдаленный и труднодоступный, добираться сюда местами легко разве что на вездеходе. А потом еще надо пересечь Енисей – паром не ходит, плывем на моторке.

-2

Но в Тоора-Хеме есть свой храм. Для меня это была удивительная информация – полез в источники. Нет. Русских почти не осталось, есть семейные общины староверов в таёжных деревнях, но те живут обособленно, никого чужих не пускают. Говорят, что даже представители местной власти к ним без особой нужды не наведываются.

-3

И вдруг отец Ермоген, секретарь епархии, говорит: «Поедем в Тоджу, надо причастить людей». Источники не обманули: нет в деревне никакого храма. Но оказалось, что и здесь все не просто. В Тоора-Хеме все-таки живут русские (уехали многие, да не все). И вот православные старушки жили себе поживали, и вдруг решили, что без молитвы нельзя. Сначала собирались, где Бог даст. В красном уголке в лесхозе, по очереди дома друг у друга, и, наконец, собрались с силами и сняли обыкновенную крестьянскую избу.

-4

Хозяин уж на продажу ее выставил, а старушки скинулись и арендовали дом под храм! Обыкновенная изба, без излишеств – сени, кухонка, пара комнат. Из епархии священник приехал, освятил, иконы повесили, старую тумбочку под канон приспособили. Миссионеры приехали из Кызыла разъяснили что да как, начали с детьми заниматься, катехизис объяснять.

-5
-6
-7
-8

Старушки нашли какого-то мецената и решили в деревне построить настоящий храм. Но пока осилили только оформление участка под приход, залили фундамент и поставили крохотную часовню.

Казалось бы, жизнь в деревне забурлила. Но это только так кажется. Миссионеры уехали, священник разрывается между четырьмя приходами (расстояния в Туве немалые), власти землю из-под прихода уже отжать пытались. И опять всё затихло. Когда отец Ермоген службу отслужил, бабули слегка ушатались, говорят: «Долго у вас, мы обычно помолимся и расходимся». Но у отца всё строго, по-настоящему. Раз служить, так служить, зря что ли в такую даль ехали. Как ни странно, но на следующий день – было воскресенье – пара новых старушек пришли. Одна говорит: «Мужика дома оставила, пусть ворчит, а я Богу помолюсь, раз батюшка приехал».

-9
-10

На утро после воскресной литургии, сели пить чай, много интересного узнали про тувинскую жизнь в глубинке. Говорят, вот храм построим, и народ ходить будет, тувинцы они такие, пока храма нет, так и будут издалека присматриваться. «А когда построите храм?» - «А кто ж знает!». Отец Ермоген говорит: «Вот там, на месте храма, и молиться надо. Место надо намаливать, иначе никак». Взяли бабули иконы и пошли крестным ходом по деревне с молитвой.

-11
-12

Местные из окон смотрят, удивляются – идет по деревне священник, борода на ветру развевается, а за ним три старушки ковыляют да «Христос воскресе» поют. Теперь разговоров в деревне будет на все лето.

Храм в избе меня поразил. Сделали как могли, вместо царских врат – занавеска, я такое только в Египте видел, у коптов. И вера здесь, в таежной глубинке, у людей настоящая. Если даже молиться не умеют, искренне Бога просят и, говорят, искренность он ценит. Старушки нас отпускать не хотели, говорят: «Приезжайте к нам почаще, дом-то есть, можно жить». Дом-храм, он и для Бога, и для людей. Хоть с виду неприметная изба, но случайностей-то не бывает. Теперь ждем сообщений о каких-нибудь чудесах в Тодже. Не зря всё это было.

-13
-14

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Буду благодарен за репост в социальной сети!