Полоцк не раз подвергался разгрому. Чего только стоила знаменитая история о взятии Полоцка Владимиром Святославичем, бывшим тогда еще новгородским князем!
Почему в Новгородской республике сохранялась КНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ
История эта известная: последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году князем Владимиром Святославичем, а дочь Рогволода - гордую Рогнеду - князь Владимир взял в жены.
Но в 1705 году уже не было никаких междоусобиц. Шел просвещенный XVIII век. Царь, Петр I, вел Северную войну (1700-1721 гг.) и впервые набирал рекрутов.
И вот, в разгар Северной войны, царь, будучи в Полоцке, нанес визит в собор Святой Софии - один из трех древнерусских храмов, посвященных Софии - Премудрости Божией.
Дальше произошло следующее. Петр, будучи пьян, вместе с солдатами вторгся в собор, принадлежавший со времен подписания Брестской унии 1596 г. униатской церкви. Между тем в соборе хранилась святыня - мощи бывшего полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича, много сделавшего для собора, восстановившего его после бурных событий XVI-XVII вв.
Царь потребовал ключи от царских врат. Поясним: царские врата - это главные врата иконостаса в храме, ведущие в алтарную часть и являющиеся олицетворением райских врат. Естественно, служители ("базилиане") отказались дать ключи.
Но Петр I был, видимо, не тем царем, который привык в чем-либо к отказу. Разъярившись, царь лично убил настоятеля и 4-х служивших в храме монахов, а тела убитых приказал утопить в Двине. Б-р-р...
Все эти события мы знаем из двух источников. О полоцком разгроме повествует Витебская летопись, памятник белорусского летописания ХVIII в., составленная на основе местной летописи Михаила Панцырного и содержащая сведения за 896-1709 гг. Вот что сообщает летопись: "Eodem anno [1705], mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia" / "В том же [1705] году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Петр I] убил 4 базилиан в Полоцке".
Второй источник - это польский этнограф и историк XIX века, вице-президент парижского этнографического общества Франциск (Францишек) Духинский, пересказавший данную историю.
По другой версии, конфликт произошел в некотором роде на религиозной почве. Царь спросил, кто изображен на иконе; монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. После такого ответа царь приказал арестовать монахов, но те неожиданно оказали сопротивление. Естественно, были убиты царем в гневе.
Судя по документам Кабинета Петра I в РГАДА, случай этот был известен в России. Так, доктор церковной истории В.И. Петрушко "происшествие в Полоцке" "спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов" (что тут скажешь?..).
Чем все это закончилось?
11 июля 1705 года после случившегося инцидента собор был закрыт. Петр было решил передать собор православной общине, но та его не взяла. Сегодня здесь войска, армия, а завтра войска уйдут, а против православных могт начаться репрессии (правильно рассудили, заметим, не спонтанно).
Ну, не пропадать же помещению. И вот в притворе храма разместили пороховой склад. 1 мая 1710 года склад по какой-то причине взорвался. После взрыва Софийский собор был значительно разрушен и долго, долго находился в руинах...
До 1738 года. Еще один униатский епископ (архиепископ), Флориан Гребницкий, занялся восстановлением храма. Уже к 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую мы и видим в настоящее время. Белорусы очень ценят свою полоцкую Софию.
Да, вот еще такой факт. После церковного собора 1839 г. собор стал православным.