Время Второй Мировой войны принесли серьезные фотографии, которые навсегда остались знаковыми в истории. Журнал Time не мог пройти мимо них, не обратив свое внимание.
В предыдущих выпусках мы с вами рассмотрели 27 фото, которые были сделаны:
По ссылкам выше вы можете ознакомиться с этими снимками, а сегодня мы с вами рассмотрим фото, которые родились и стали документальным подтверждением событий первой половины Второй Мировой войны.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: некоторые фотографии могут оказаться для вас шокирующими.
28. «Горе», Дмитрий Бальтерманц, 1942 год
Если и был период, который можно считать самым тяжелым для фотографов мира, то это, несомненно, Вторая Мировая война. Фотографировать тысячи убитых тел и трупов, оставаясь при этом хладнокровным, потому что это документирование событий и твоя работа, задача крайне сложная!
Одним из фотографов, на кого выпала такая тяжелая задача был польский фотограф Дмитрий Бальтерманц. Бальтерманц родился в Польше, и вообще планировал стать учителем математики, но взяв однажды фотокамеру, понял, это его призвание. Работал он впоследствии в советской газете «Известия» в качестве военкора.
В годы ВОВ его послали на передовую, где ему пришлось делать сотни фотографий и документировать ужасы войны. Он сделал мрачные фотографии трупов и радость солдат по случаю маленьких побед, разруху к деревнях и быт военнослужащих.
В январе 1942 года фотограф попал в город Керчь, что в Крыму. Его недавно освободили, но два месяца назад случилась трагедия. Нацистские эскадроны смерти убили 7 тысяч евреев города.
Бальтреманц вспоминал те события так:
«Они выгоняли целыми семьями. Женщин, стариков, детей. Загнали в противотанковый ров и расстреляли»
В том же месте фотограф наткнулся на поле трупов. Картина раскинутых конечностей в последний миг жизни с просьбой о пощаде, подле низ сгорбились живые в приступах горя. Фотографа ничего не оставалось, как заснять это. Одно из таких фотографий назвали «Горе».
Несмотря на такую четкую и подробную документацию фотографами, советское руководство засекретило все снимки. Причина: слишком наглядно и не хотелось показывать весь масштаб трагедии народа. Лишь десятилетия спустя в 60-х, архивам дали послабления и фотографии увидело общественность.
29. «Американская готика», Гордон Паркс, 1942 год
Гордон Паркс был 15-м ребенком в семье чернокожих издольщиков Канзаса, и уж он то точно знал, что такое бедность. Однако, это оказалось меньшим из зол, когда в 1942 году прибыв в Вашингтон столкнулся с яростным расизмом. Вспоминал он так:
«Я был ошарашен. Белые рестораны заставляли входить в них через черный вход, а белые театры и вовсе не впускали за порог!»
Гордон был не из робкого десятка. Работая на разных работах, однажды в вагоне-ресторане в северной части Тихоокеанской железной дороги, где он был официантом, увидел в журналах портфолио фотографов. Снимки рабочих мигрантов его поразили, и в 25 лет в ломбарде он купил свой первый фотоаппарат.
Паркс снимал почти все что угодно: от фэшн-съемок до портретов, но больше всего его притягивала жизнь черных общин. Однажды фотограф отправился в администрацию по защите фермерских хозяйств, где встретил Эллу Уотсон, которая там работала. Она рассказала ему о своей жизни; борьбе с дискриминацией; отце, убитом линчевателями; муже, застреленном насмерть. Гордон фоткал Уотсон, когда та занималась своими делами, но фотография с метлой стала самой известной в портфолио фотографа, как «Американская готика».
Примечателен этот снимок тем, что он является пародией на культовую картину Гранта Вуда «Американская готика» 1930 года маслом.
Впоследствии фотография послужила доказательством о дискриминации по расе в отношении афроамериканцев. Фото подчеркнуло, что в «стране свободных» есть неравенство. Паркс заметил:
«Камера должна была разоблачить зло расизма. Она должна была показать, как много людей страдают от расизма»
Кстати говоря, Гордон Паркс стал первым афроамериканским фотографом Life.
30. «Бетти Грейбл», Фрэнк Поволны, 1943 год
Перед вами фотография Бетти Грейбл со спины, которую сделал Фрэнк Поволни в 1943 году.
Сегодня эта фотка вообще ничем не отличается от обыденных студийных снимков. Листая ленту Инсты, вы бы даже внимания не обратили на нее, но вот в сороковых годах по этой фотографии тосковали и носили у сердца тысячи солдат, а сам Хью Хефнер, тогда тоже молодой боец американской армии назвал однажды Грейбл вдохновителем на создание журнала «Плейбой».
В чем же причина такого бешеного успеха? Скорее всего, отсутствие вообще каких-либо эротических фотографии в тот период времени.
В 1943 году фотограф кинокомпании «XX век Фокс» Фрэнк Поволни случайно привел Бетти в войска с целью рекламных съемок актрисы для фильма «Милая Роза О’Грейди». Тут-то и был сделан сей снимок со спины. Студия превратила эту фотку с застенчивой позой в один из первых пинапов и…тут началось невообразимое.
Войска всей Америки начали запрашивать эту фотографию! Каждый месяц студии приходилось печатать до 50 тысяч копий. Мужчины боготворили Бетти, как боготворили Елену Прекрасную из Древней Греции. Голубоглазая голливудская старлетка вдохновляла солдат, моряков, летчиков, морских пехотинцев на войну! Они брали фото блондинки с собой, куда бы не шли, прикрепляли плакат к стенам казарм, рисовали на фюзеляжах самолетов!
Елена Троянская в сравнении с Бетти Грейбл из Сент-Луиса кажется простушкой, а кроме того, Грейбл была живой, что называется «из плоти и крови».
Однажды Бетти Грейбл призналась, когда раздавала очередную порцию автографов:
«Я должна была быть девушкой рядового точно так же, как это должно было быть войной рядового».
Кстати, с пинапов начинала свою карьеру другая великая кинодива Голливуда Мэрилин Монро! О ней я подробно рассказал и показал совсем недавно в этой статье. Рекомендую ознакомиться после этой статьи.
31. «Еврейский мальчик сдается в Варшаве», неизвестный фотограф, 1943 год
Фотография перепуганного мальчика с поднятыми руками вошла в Топ-100 фотографий по версии журнала Time, как олицетворение геноцида 6 миллионов евреев во время Второй Мировой войны. Этот снимок сделал фотограф, о котором ничего неизвестно, но подтверждено, что место событий Варшава.
В 1942 году немецкие оккупанты начали отправлять в концлагеря по 5 тысяч жителей Варшавы в день. Против такого зверства была попытка восстания под предводительством молодого лидера Мордехая Анелевича:
«Мы были еврейским подпольем в это трагическое время. Наш час настал без каких-либо признаков надежды и спасения»
19 апреля 1943 года, когда нацисты пришли в очередной раз забрать евреев, партизаны скудно вооруженные попытались противостоять. Конечно, ничего не вышло. Их подавили танками и огнеметами.
А 16 мая из-за этого восстания 56 тысяч евреев казнили или отправили в концентрационные лагеря и лагеря рабского труда.
Все это кровопролитие проводилось под руководством генерал-майора СС Юргена Штрупа. Этот подонок так гордился своей работой по зачистке Варшавы от гетто евреев, что создал «отчет Штрупа» - альбом в кожаном переплете, где на 75 страницах были хвастливые списки трофеев, отчеты о ежедневных убийствах и десятки душераздирающих фотографий, в том числе и таких, как мальчик с поднятыми руками.
Фотография все же сыграла и сказала свое веское слово на Нюрнбергском процессе. Она стала главным документом по доказательству преступлений нацистов и в Штрупа в частности. Штрупа повесили недалеко от гетто в 1951 году.
Холокост породил очень много образов в фотографии, но ни одно не имело такого мощного воздействия, как «Еврейский мальчик сдается в Варшаве». Это символ геноцида еврейского народа во время Второй Мировой войны.
32. «Критик», Виджи, 1943 год
Артур Феллин, он же фотограф под псевдонимом Виджи. Австрийский иммигрант. Вырос на грязных улицах Нижнего Ист-Сайда Нью-Йорка. Где же еще мог вырасти иммигрант?!
Виджи стал известен своей документальной фотографией, которые делал на улице. В объектив его камеры часто попадали преступления, трагедии и обитатели ночного Нью-Йорка, и характерная особенность его фото – это киношный стиль рядовых событий.
В 1943 году Виджи решил показать на социальное и экономическое неравенство в Америке, которое все равно сохранилось даже после Великой Депрессии. Однажды фотограф отправил своего помощника Луи Лиотту в Бауэри-дайв в поисках пьяной женщины. Помощник нашел такую, и привел в Метрополитен-Опера на празднование Бриллиантового юбилея. Лиотта усадил свою подопечную у входа в здание, а Виджи ждал и наблюдал прибытие главных гостей – миссис Джордж Вашингтон Кавано и леди Децис – две дамы, богатые женщины, которые не сходили с колонок светской хроники. Вскоре те приехали. Одеты были в меха и с тиарами на голове. Поравнявшись с пьяной женщиной, Виджи подал знак Луи и тот отпустил ее. В этот момент вспыхнула 3-4 раза вспышка фотоаппарата!
«Это было очень ярко. На минуту я подумал, что ослеп от вспышек», вспоминал позже Луи Лиотта.
Фотография была сделана, и это был «Критик». Не трудно догадаться о посыле снимка: сопоставление сказочного богатства и ужасной бедности. Так с подачи острого взгляда Виджи спустя несколько лет начинается деятельность папарацци, которые переняли его стиль в фотографии.
Изначально «Критик» появился в периодике под названием «Модные люди». Читатели с отвращением восприняли снимок, а то что позже выяснилось, как постановка, уже мало кого заботило и имело влияние на что-либо.
Мы подошли с вами к концу этой статьи. Решил разделить период Второй Мировой войны две части, так как слишком тяжелыми оказались фотографии того периода, которые вошли в историю одними из самых значимых в истории. Такова фотография, она обнажает и безжалостно показывает всю сущность человечества. В следующей части продолжим фотопутешествие.
Все части этой мегастатьи «Топ-100 самых значимых фотографий за всю историю по версии журнала Time» вы можете посмотреть и почитать по хештегу #топ 100 фото time
Ну, и...
Подписывайтесь на канал!
Рад каждому.
Пишите комментарии, можем пообсуждать.
Читайте другие материалы на канале.
Удачного дня!
Друзья, я начал собирать средства на покупку камеры Canon RP. Буду рад и благодарен, если поможете любой суммой.😊 Подробнее о сборе можно узнать в этой статье.