Найти в Дзене
valeri belsk

"Чёрный квадрат" Малевича: шедевр искусства или "да я также смогу"?

Оглавление

Практически все знакомы с одной из самых известных картин российского и советского художника-авангардиста Казимира Малевича. Но не все признают эту работу, и часто высмеивают и считают "мазнëй". Даже я неоднократно встречалась с людьми, которые не воспринимали это полотно за привычную в их понимании картину, и на мои аргументы о значимости этого произведения лишь смеялись. 

Давайте же разберемся, можно ли считать "Чёрный квадрат" Казимира Малевича искусством, и почему считать так действительно стоит. 

Новое направление в искусстве

-2

В двадцатом веке классическую живопись заменяют фотоаппараты и камеры. Искусство устаревает, и кажется что прогресс пришёл ему на смену. Что же остаётся художникам? Искать что-то новое! Именно поэтому возникают такие направления как абстракционизм, футуризм и кубизм.

«Чёрный квадрат» был также создан Малевичем в новом придуманном им жанре - супрематизме. Supreme означает «превосходный». Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Малевич активно рассказывал о своём творении, и призывал отказаться от фигуративности и привычных правил живописи. То есть, супрематизм - это полный отказ от устаревших канонов, и превосходство цвета и геометрии. Это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.

Раньше любоваться на произведения искусства могли только избранные и привилегированные слои общества. Теперь же оно становится массовым, когда важны упрощённые формы и чистые цвета, для того чтобы культура и само творчество были доступны и понятны. 

Секреты квадрата

-3

Знали ли вы, что изображенный чёрный квадрат и не квадрат вовсе! Его стороны не равны и не параллельны между собой.

Квадрат также написан не просто чёрной краской, а смесью из трёх компонентов. Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал мел, для того чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.

Но и на этом все секреты этой работы не заканчиваются. "Чёрный квадрат" написан поверх двух работ. Почему Малевич перекрыл их? Возможно в целях экономии или из-за озарения идеей о создании нового шедевра. Первый слой - это кубофутуристическая композиция, а второй - беспредметная живопись. Было это обнаруженно на ренгене . Краска последнего слоя не достаточно высохла, из-за чего на чёрной поверхности появился кракелюр (трещины), через которые виднеются разноцветные пятна.

Их много!

-4

"Чёрный квадрат" дополняют ещё две работы - "Чёрный крест" и "Чёрный круг", создавая тем самым триптих.

Квадрат Малевича не единственный в своём роде. В настоящий момент известно о четырёх авторских вариантах, каждый из которых является развитием одной темы, но обладает своими особенностями – цветом, рисунком, фактурой.

Первый, или же оригинал, хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее в Москве, был написан в 1915 году поверх одной или двух работ. Другая реплика «Черного квадрата» была создана Малевичем и его учениками вместе с новыми вариантами «Черного круга» и «Черного креста». Вновь Малевич вернулся к повторению своей самой знаменитой композиции в 1929 году по просьбе заместителя директора Третьяковской галереи А. А. Федорова-Давыдова для своей персональной выставки – вместо варианта 1915 года, который уже находился в музее, но был испорчен глубокими разрывами кракелюра.

В последний раз, четвертый, Малевич писал «Черный квадрат» для выставки «Художники РСФСР за XV лет», проходившей в 1932 году в Русском музее в Ленинграде и ставшей итоговой для русского авангарда.

Существуют ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду.

Истинное значение

-5

И всё же, в чем же смысл квадрата?

Многие судят эту работу по критериям, которые нельзя применять к этому полотну. Красиво или нет, реалистично или нет, живописно или нет. А квадрат, это не просто привычная нам картина, это новый взгляд на все искусство, это начало начал. Это переосмысление всего творческого пути человечества и возвращение к его истокам.

И именно эта работа - вызов. Наступил кризис - человек постиг искусство, и новых идей уже нет, а "Чёрный квадрат" - призыв вернутся к точке отсчета.

«Черный квадрат» - это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

И все же, для многих эта работа так и остаётся "мазней", "идиотизмом" и "бредом", и таким людям куда проще сказать "да я также смогу" , чем осознать вклад Казимира Малевича в искусство и действительно попытаться сотворить такое, что ранее не было создано.