Type 90 – это основной боевой танк, принятый на вооружение японским силам самообороны в 1992 году. Заменил собой устаревшие Тип 61 и тип 74. Тип 90 был современным и мощным, но весьма дорогим и трудоемким в производств
История создания танка
Вскоре после создания танка Тип 74, Японское Верховное командование поставило задачу конструкторам Мицубиси создать более мощный и современный, полностью отечественный танк, превосходящий советский T-72 по всем параметрам. Разработка опытного образца под названием TK-X была начата в 1976 году[5]. В 1985 году было создано два опытных образца под индексом ST-C, и в 1989 году разработка танка была завершена. На стадии разработки первые прототипы под обозначением HTC получили бронирование, сравнимое с бронированием британского танка Челленджер 1, бронирование серийной модификации Тип 90 была усилено, защита танка способна выдерживать выстрелы собственной пушки на близких и средних дистанциях.
Танк производился серийно компанией Мицубиси с 1990 года. Вопреки распространенному заблуждению, вызванному в первую очередь внешней схожести Тип 90 с Леопардом 2, немецкие конструктора не участвовали в создании танка, единственный аспект по которому проводились консультации с немецкими инженерами, касался пушки Rh 120.
Описание конструкции
Танк имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. В отличие от подавляющего большинства западных основных боевых танков, на Тип 90 установлен автомат заряжания, что позволило сократить его экипаж до трёх человек — механика-водителя, наводчика и командира. Механик-водитель размещается слева. Командир танка размещается справа, а наводчик — слева, у каждого из них имеется отдельный люк для посадки/высадки.
Огневая мощь
Система управления огнём и прицельные приборы
Система управления огнём танка Тип 90 обеспечивает автоматическое сопровождение и круглосуточное поражение целей с ходу. Современная СУО включает в себя:
- перископический прицел наводчика (дневной оптический канал, тепловизионный канал на два монитора и алюминиево-иттриевый лазерный дальномер);
- перископический прицел командира стабилизированный в двух плоскостях (производства Fuji Photo Optical Company);
- 32-битный баллистический вычислитель;
- автоматизированная система ведения огня;
- двухплоскостной стабилизатор пушки.
На командирское место установлены следующие системы:
- дневной перископический прицел кратностью 3-10x производства Nikon Corporation имеет вертикальный угол обзора: +/-29° и горизонтальный угол обзора +/-90°;
- монитор с тепловизионным каналом прицела наводчика производства Fujitsu Company.
Характеристики лазерного дальномера:
- Диапазон: от 300 до 5000 м
- Дневное усиление: от 1 до 10 раз
- Ночное усиление: от 3 до 10 раз
Вооружение
Основным вооружением танка является лицензионная 120-мм гладкоствольная пушка Рейнметалл, имеющая длину ствола 44 калибра и снабжённая автоматом заряжания. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях. Такая же пушка установлена на американский танк M1 Абрамс и немецкий Леопард 2.
До выбора пушки Рейнметалл, японская сторона рассматривала в качестве основного варианта сначала 120-мм пушку производства Митсубиси, а затем и 135 мм орудия Дайкин Индастриз[7] повышенной дульной энергии (заявленная скорость БОПС для 135 мм орудия превышала 2000 м/с). Несмотря на огневую мощь, значительно превосходящую Rh120 низкая цена в итоге стала решающей при выборе орудия для Тип 90. 120 мм орудие Митсубиси в последующим будет установлена в танк Тип 10. Боекомплект пушки составляет 45 выстрелов, из них 20 размещены в автомате заряжания. Время на заряжание орудия составляет 2-3,7 секунды для горизонтального положения ствола, и может увеличиваться до 5 секунд при максимальном склонении орудия.[8]
Пушка танка оснащена автоматом заряжания, размещённым в кормовой части башни, что позволило исключить из экипажа заряжающего.
СУО Тип 90 одно из самых современных в мире, и составляет значительную стоимость танка.
Вспомогательное вооружение
- Спаренный с пушкой 7,62-мм Type 74 (боекомплект 2000 патронов)
Защищённость и живучесть
Броневой корпус и башня Тип 90
Противоснарядная стойкость в лобовой проекции первого прототипа индекса STC оценивалась (к кинетическим боеприпасам) величиной 550 мм по стали. Предсерийный прототип индекса TKX имел бронирование, аналогичное бронированию Type 90 - от 550 мм до 700 мм стали. По современным представлениям Тип 90 обладает высокими показателями защищённости — во время показательного закрытого обстрела танка в присутствии японских журналистов выяснилось, что в лобовой проекции танк защищен от попадания БОПС JM33 Rh120 с дистанции 250 метров (бронепробитие JM33 на дальности 2000 м составляет 550 мм стали[9]); бортовая проекция башни выдерживает попадания снаряда БПС 35 мм Oerlikon с дистанции 1000 м; крыша корпуса и башни выдерживает осколки 155 мм осколочно фугасных снарядов.[10] Ориентировочно, по расчетам пробития боеприпасов JM33 японского производства, которыми производился обстрел, его бронирование в эквиваленте катанной гомогенной брони составляет не менее 650 мм против кинетических и 650 мм против кумулятивных боеприпасов. Японские военные в ходе обстрела сообщили журналистам, что "Type 90 по бронированию не уступает современным Абрамсам" (обстрел проводился в конце 1990-х годов). Косвенно эта информация была подтверждена заявлением Чжу Юйшэна, генерального конструктора китайского ОБТ Type 99 в интервью на главном китайском федеральном канале CCTV. Добиться подобного сочетания относительной легкости композитных блоков и высокой устойчивости к огню кинетических боеприпасов удалось благодаря применению дорогого ячеистого металло-керамического композита, производимого в сотрудничестве с "Киото керамик компани". Танк среди всех современных ОБТ западной школы танкостроения (исключая Тип 10) имеет наименьшие габариты, что дает ему большую защищенность от устаревших систем наведения и управления огнем. Желание как можно сильнее ужать танк по габаритам продиктовано как желанием сократить массу (его 50 тонн выдерживает далеко не каждый японский мост), так и желанием адаптировать его под японский экипаж (среднестатистический японец меньше среднестатистического европейца). Помимо кинетической и химической защиты танк оснащён системами быстродействующего автоматического пожаротушения, оповещения о облучении лазерным лучом и защитой от ОМП.
Противоснарядная защита
Корпус и башня танка сварные. Броневая защита танка дифференцированная. Броня в лобовой части корпуса и башни многослойная, комбинированная. Защита бортов корпуса и башни может быть усилена за счёт съёмных модулей с разнесённым бронированием
Активная защита
Тип 90 оснащён системой постановки дымовых (аэрозольных) завес для противодействия управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также препятствования работе лазерных дальномеров и постановки дымовой (аэрозольной) завесы. Танк имеет деформирующую окраску. Также были предприняты мероприятия по уменьшению шумности, дымности выхлопа и заметности в ИК диапазоне.
Подвижность
Двигатель и трансмиссия
Тип 90 оснащён V-образным десятицилиндровым двухтактным дизелем Мицубиси 10ZG жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском, турбонагнетателем и теплообменником. Мощность двигателя составляет 1500 л. с., что позволяет танку за 20 секунд с места проехать 200 метров. Ёмкость топливных баков составляет 1100 литров.
Автоматическая трансмиссия танка имеет 4 передачи вперёд и 2 назад. Тип 90 оснащён управлением на основе штурвала и комплексной системой управлением движения.
Ходовая часть
Ходовая часть шестикатковая и оснащена поддерживающими катками. Подвеска комбинированная (на крайних узлах регулируемая гидропневматическая, на остальных — торсионная). Стандартный дорожный просвет составляет 450 мм, и может изменяться в диапазоне от 200 до 600 мм. Гусеницы танка — асфальтоходные, с резинометаллическим шарниром.
Средства наблюдения, связи и навигации
Эргономика
- Автоматическое переключение передач значительно упрощает управление, снижает время на обучение механика-водителя и снижает его утомляемость во время длительной езды на танке;
- Бортовой компьютер механика-водителя.