Доброй морской традицией в Ленинграде - Санкт-Петербурге стала встреча пассажирских судов зданием Морского вокзала. Оно как будто приветствует приходящие суда своими полными парусами, изготовленными из алюминия. Понятно, что ультрасовременный по меркам начала 80-х годов прошлого века комплекс сейчас, мягко говоря, морально устарел. Много копий было сломано по его дальнейшей судьбе, которая, кстати, до сих пор остается неясной.
Пассажирский комплекс Морской вокзал был открыт в 1982 году на Васильевском острове для приема круизных судов и паромов.
Началось строительство в 1973 году. Проект здания был разработан архитекторами В. А. Сохиным и Л .В. Калягиным. По смелой и креативной задумке архитекторов стены семиэтажного здания Морского вокзала были облицованы объемными алюминиевыми панелями в виде надутых ветром парусов.
Листаем галерею:
Венцом этой архитектурной истории был шпиль из стального каркаса, обшитый титановыми листами с верхушкой в виде старинного глобуса, моделью парусника над ним и ниже этой композиции -звездой города-героя. Верхняя оконечность шпиля поднялась на высоту больше семидесяти метров над уровнем Финского залива.
Сам шпиль, по моим данным, был изготовлен на Канонерском судоремонтным заводе и устанавливался на здание с помощью мощного плавучего крана. Думаю, что это был плавкран «Богатырь».
Заказчиком строительства выступило Балтийское морское пароходстве – в те времена безусловный лидер торгового и пассажирского флота.
Комплекс Морского вокзала включал в себя пять причалов, мог принимать даже крупные круизные суда до двухсот метров длиной и осадкой до 9 метров. В самом здании был пункт пропуска (пограничный и таможенный контроль), ресторан, бар, гостиница, парикмахерская. Позже появился магазин беспошлинной торговли Duty Free.
Говорят, что там планировалась и межрейсовая база отдыха моряков. Но, честно говоря, я не слышал, чтобы наши моряки отдыхали там…
Нужно ли говорить, что открытие Морского вокзала было истинным праздником для Ленинграда?
Мало того, что город получил возможность принимать красивые пассажирские суда в центре города, простите за каламбур.
Морской вокзал стал еще и имиджевым, или как тогда говорили: «центровым» местом в Ленинграде. Например, сыграть свадьбу в ресторане Морского вокзала по тем временам – было очень круто.
Кстати, на Морском вокзале снималось много хороших фильмов советской эпохи: «Прохиндиада или бег на месте», «Колье Шарлотты», «По прозвищу «Зверь» и др. И именно в «Прохиндиаде…» главный герой – обаятельный «нужный человек», блестяще сыгранный Александром Калягиным выдавал дочку замуж (в роли дочери-Татьяна Догилева) в интерьерах Морского вокзала.
Уже в новейшей российской истории там также снималось много фильмов и сериалов. Кстати, киношники не раз мне говорили, что из-за высоких расценок на съемки в аэропорту, многие сцены аэропорта в современном кинематографе были сняты на Морском вокзале. Я и сам был не раз свидетелем этих съемок.
В истории Морского вокзала было много этапов. Он назывался Морским вокзалом, Управлением пассажирских перевозок Балтийского морского пароходства (сокращенно-УПП БМП), потом принадлежал ЗАО «Факел Истейт», «ЗАО «Морской вокзал» и пр.
Было много проектов и прожектов по реконструкции Морского вокзала и превращению его в суперсовременный комплекс. Помнится, демонтировали подъездной пандус к зданию, бурили какие-то скважины и забивали сваи, вывешивались красочные плакаты с космическим обликом нового Морского вокзала, но воз, как говорится и ныне там…
Я прекрасно помню, как у причалов Морского вокзала швартовались красавцы-паромы Балтийского морского пароходства: «Анна Каренина», «Ильич», «Константин Симонов». Мне довелось на «К. Симонове» в 1989 году сходить в Хельсинки.
В начале 90-х у причала Морского вокзала на игры Доброй воли был ошвартован американский круизный лайнер, названный «Коммодор Отель». Иногда сотрудникам Морского вокзала улыбалось несказанное счастье пообедать на борту этого плавучего отеля. Я неоднократно слушал рассказы об обилии деликатесов (о которых мы тогда даже не слышали!!!) на столах ресторанов «Коммодор Отеля» и, это, если помните, было во времена талонов на многие продукты в новой России!
В «нулевые» годы туда приходили паромы финской компании «Silia Line», а с 2004 года еще стал ходить паром «Георг Отс» в Калининград. Еще было несколько попыток европейских паромных компаний открыть паромные направления в Скандинавию, но все они не увенчались успехом.
Листаем галерею:
Лишь с приходом компании ST. Peterline с паромами «Princess Maria» и «Princess Anastasia» началось регулярное паромное сообщение в Прибалтику и Скандинавию.
Пару лет на причал «Г» Морского вокзала приходило пассажирское судно « SC Atlantic».
Хотел рассказать о своих ощущениях. Мне кажется, что в период Балтийского морского пароходства, когда ходило всего три парома, тогда там была жизнь. Кипела, бурлила, и иногда даже переливалась через край. Я довольно часто приезжал на Морской вокзал в те годы, да и потом тоже, есть с чем сравнить.
А сейчас… Да и пятнадцать лет назад было какое-то запустение. Вроде и куча паромов ходит, и гостиница, ресторан, биллиард, игровые автоматы, дискотеки, даже "Космический боулинг" и другая движуха … а все равно как то грустно... Ну не было там полноценной жизни! От слова совсем. Это мое личное мнение.
Сейчас Морской вокзал передан пассажирскому порту Санкт-Петербург. Гостиницы уже нет, много офисных помещений. А на первом этаже по-прежнему находится территория пункта пропуска (пограничная и таможенные службы).
Интересно, какая же судьба ждет Морской вокзал в ближайшей перспективе: реконструкция в соответствии с современными требованиями, креативное пространство, снос и застройка элитной недвижимостью, или другое?
Читаем на канале: