Предыстория строительства
Официально проект TANAP был анонсирован 17 ноября 2011 году на Третьем Черноморском энергетическом и экономическом форуме в Стамбуле. 26 декабря 2011 года, Турция и Азербайджан подписали меморандум о взаимопонимании, консорциум для строительства и эксплуатации газопровода. Весной 2012 года начались работы по проектированию и изысканиям на маршруте строительства, было разработано технико-экономического обоснования.
В дело вложились инвесторы шести стран, как в акционерное общество. Доли распределены таким образом: Азербайджан - 20%, Италия - 20%, Англия - 20%, Швейцария - 5%, Испания - 16%, Бельгия - 19%.
На сентябрь 2014 года предполагалось, что газопровод будет стоить $ 10-11 млрд. Строительство началось в 2015 году и завершено в июне 2018 года. Первые поставки газа в Европу по TANAP намечены на июнь 2019 года.
1 июля 2019 Азербайджан объявил о завершении строительства Трансанатолийского трубопровода и азербайджанский газ был доставлен по TANAP до турецко-греческой границы.
30 ноября 2019 года в посёлке Ипсала турецкого города Эдирне состоялась церемония открытия соединения газопровода с Европой. Были доставлены только пробные партии газа, дабы подтвердить рабочее состояние и функционал всех систем стоимостью 9 млрд. долларов США.
В заключительные дни декабря 2020 года, все новостные каналы Азербайджана распространяют новость, что газопровод из Азербайджана по территории Турции, проложенный далее через Грецию и Албанию к берегам Италии заработал. Но здесь не все так просто, как заявляет пресса.
Труба есть, а газа нет
Газопровод берёт начало на единственном азербайджанском шельфовом газоконденсатном месторождении Шах-Дениз. Производительность месторождения стабильно падает с момента укладки первых секций TANAP. В 2016 году с Шах-Дениза отправлено на экспорт 9.6 млрд. м3 газа. В 2017 – 7.4 млрд. м3. В 2018 – 7.2 млрд. м3. При этом заявленная мощность газопровода 16 млрд. м3 в год на первом этапе, а до 2023 года - 23 млрд. м3. Однако в 2019 году загрузка TANAP составила всего 3 (три) миллиарда кубометров «голубого» топлива, поставленного исключительно для нужд турецких восточных регионов. Газопровод используется на 18% от минимальной мощности.
По планам консорциума, из 16 млрд. кубометров в год транспортируемых по трубе , 6 млрд. забирала себе Турция, 1 млрд. Греция, ещё 1 млрд. перепадал Болгарии, и остальные 8 млрд. кубов газа отправлялись в Италию, и там уже делились по Европе (морским путем в Испанию, в Бельгию).
Генеральный директор консорциума TANAPСалтука Дюзйола заявил, что транзит азербайджанского газа в Европу по Транс-Анатолийскому газопроводу (TANAP) в 2021 году составит 6,2 млрд. кубометров газа. Дюзйол также сообщил, что начиная с 30 июня 2018 года по TANAP в целом, прокачано 8,38 млрд. кубометров газа. Таким образом, в среднем в год по газопроводу транспортируют 3,58 млрд. кубометров газа, а это в 5 (пять) раз меньше запланированных 16 млрд. кубометров газа.
Где будут брать газ, которого не хватает в Азербайджане?
Заполнить трубу планируют газом из месторождений Туркмении и Казахстана и соединить Туркменбашы с Баку через подводный газопровод, который планируют проложить по дну Каспийского моря.
Обсуждение проекта начались еще с 1999 года. Однако на тот момент было много нерешенных вопросов, таких как спорное месторождение газа между Азербайджаном и Туркменистаном на Каспии и нерешенность правового вопроса о территориальных границах Каспийского моря.
На данный момент для строительства Транскаспийского газопровода не осталось никаких правовых или международных препятствий. Первым делом решился вопрос о статусе Каспия: 12 августа 2018 года в казахском Актау между пятью прикаспийскими странами была подписана «Конвенция о правовом статусе Каспия». Согласно этому документу, правила прокладки газопроводов по дну Каспия предусматривают согласие только соседних стран, а не всех стран Каспийского моря.
В статье 14 Конвенции по Каспию говорится: «Стороны могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну Каспийского моря… Определение трассы для прокладки подводных кабелей и трубопроводов осуществляется по согласованию со стороной, через сектор дна которой должен быть проведен подводный кабель или трубопровод».
Таким образом, сохраняется лишь формальный повод для блокировки строительства Транскаспийского газопровода. Согласно той же статье 14, трубопроводы могут быть проложены по дну Каспия лишь при условии «Соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закрепленным в международных договорах, участницами которых они являются, включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и соответствующие протоколы к ней». По условиям дополнительного протокола к Конвенции по Каспию, все пять прикаспийских стран должны в течении шести месяцев дать своё заключение по поводу соответствия Транскаспийского трубопровода требованиям экологической безопасности.
В январе 2021 года Азербайджан и Туркменистан подписали межправительственный «Меморандум намерений о совместной разведке и разработке углеводородного месторождения «Достлуг» в Каспийском море».
«Транскаспийский газопровод»
Мощность газопровода составляет 30 млрд куб.м. природного газа в год. Планировалось что газопровод сможет осуществлять поставку в Европу от 10 до 30 млрд. кубометров туркменского газа в год. Приблизительная оценочная стоимость — 5 млрд. долларов США. Месторождения Туркменистана обладают таким потенциалом. Туркменистан пытается найти рынки сбыта своего газа, однако, основным импортером является – Китай. На сегодняшний день «Транскаспийский газопровод» уже спроектирован, но есть определенные трудности – финансирование.
Вывод:
Как говорилось ранее, Россия и Иран после подписания Конвенции по Каспию не смогут заблокировать строительство газопровода по дну Каспийского моря при условии, что все меры экологической безопасности при проектировании и строительстве будет соблюдены.
На данный момент Евросоюз выразил готовность привлечь инвестиции к строительству Транскаспийского газопровода в Туркмении. После этого никаких позитивных сдвигов не видно. Однако дальше «заявлений о готовности» пока дело не зашло, но это временно, рано или поздно об этом проекте еще вспомнят. На данный момент Европейский союз полностью переключился на «Северный поток – 2». Страны которого разделились на два фронта «За» и «Против».
Стоит отметить, что в ходе технического совещания 28-30 мая 2019 года в Брюсселе были озвучены ключевые условия реализации проекта, а именно – строительством газопровода по морскому дну Каспийского моря в связи с соглашением, подписанным между США и Туркменией в феврале 1999 года, будут заниматься американские General Electric и Bechtel, что прямо указывает на то, кто на самом деле будет контролировать поставки газа из Туркмении в Европу.
Отсюда возникает резонный вопрос: какой интерес США заниматься строительством Транскаспийского газопровода, который в ближайшем будущем может стать серьезным конкурентом американскому сжиженному газу? Ответ прост: контролируя поставки газа из Туркмении в Европу США сможет оказывать давление не только на страны Евросоюза, но и на страны Каспийской пятерки, с целью снижения влияния России в регионе, а далее по накатанному сценарию – появление в одном из государств проплаченной оппозиции, дестабилизация внутриполитической обстановки, революция и приход к власти проамериканского правительства, которое одобрит ввод военного контингента и наверняка осуществит ряд реформ в сфере энергетики в угоду Вашингтону.
Однако есть более веские причины для отказа от строительства Транскаспийского газопровода – речь идет об экологической катастрофе, которая может произойти в случае повреждения газопровода. При аварии газоводяная смесь не только неминуемо уничтожит все многообразие Каспийского моря, но и флору и фауну прибрежных территорий, так как выбросы газа на поверхность даже в условиях современного технического прогресса предотвратить невозможно. Более того геологические породы здесь малоустойчивы. Часты подводные оползни. Большая плотность и скорость этих потоков порождает гигантскую энергию, достаточную для разрушения даже высокопрочных толстостенных труб газопровода. Движения земной коры в полосе континентального склона порождают здесь очаги землетрясений силой 8-10 баллов в эпицентре, что достаточно для непосредственного разрушения газопровода. Сейсмическая же опасность подтверждается землетрясениями двухнедельной давности в Азербайджане. Буквально вчера на Каспийском экономическом форуме представитель иранской газовой компании National Gas Company Бехруз Намдари обоснованно заявил о том, что Иран выступает против строительства Транскаспийского газопровода, поскольку он может нанести ущерб экологии региона.
Судьба газопровода «TANAP» известна и здесь есть два пути развития ситуации:
1. Одного месторождения Азербайджана Шах-Дениз недостаточно для обеспечения
хотя-бы проектной мощности газопровода, при условии, что «Транскаспийский газопровод» не будет построен, то строительство газопровода TANAP было экономически необоснованным и нерентабельным.
2. При условии, что «TANAP» будет подключен к месторождениям Турменистана и Казахстана, проект окажется рентабельным и экономически выгодным. Здесь стоит учитывать затраты и сроки строительства «Транскаспийского газопровода».