Пока идёт ЧМ-2021, надо напомнить про все былые ЧМ, к которым мы имели отношение. Начать решил с 1953-го. Хоть наша сборная там и не играла, но по очень интересным и спорным причинам. Эти обстоятельства на много лет вперед определили взаимоотношения Боброва и Тарасова, их дальнейшую судьбу, а значит, во многом и судьбу всего нашего хоккея времён СССР до 1980-х.
ЧМ-1953 по хоккею с шайбой в Цюрихе и Базеле (Швейцария) 07-15 марта 1953 г.
Этот чемпионат не задался сразу ещё на этапе подготовки. Сначала в январе отказались приезжать канадцы. Впрочем, у их любительской ассоциации и раньше периодически возникали трения с интернэшнл федерацией. Это приводило к неучастию канадских любителей в чемпионатах мира.
Потом пошло по нарастающей, а в результате в финальном турнире приняли участие только четыре сборные. Причём одна из них (Чехословакия) была отозвана с турнира в связи с трауром по смерти (14 марта 1953-го) их Президента Клемента Готвальда.
Осталось только трое, все закономерно стали призёрами: Швеция-ФРГ-Швейцария.
И вот на этот Чемпионат, вообще-то, должна была впервые ехать сборная СССР. Всё вроде бы было уже согласовано, но тут Бобров получает травму колена! Тарасов в своих воспоминаниях неоднократно этот факт обыгрывает, что вот, мол, из-за одного игрока отложили дебют (потенциально – чемпионство!) целой страны!
Всё это много раз уже описано, обсуждено и обсосано. Но мне никогда не доводилось читать о связи этого Чемпионата со смертью Сталина. А ведь немного только если подумать – неужели нашей сборной разрешили бы играть на чемпионате в марте 1953-го, когда тут у нас умер Сталин, потом на похоронах были массовые жертвы?
Получается, что очень хорошо, что не поехали, Тарасов был не прав, а Бобров своей травмой колена спас сборную от позора и дисквалификации.
Бобров и Тарасов - история
Вообще-то, они играли в одной тройке нападения. Обычно это сближает людей, но есть всякие примеры – Хомутов с Быковым ныне не общаются.
История же Тарасова с Бобровым – это противостояние и неприемлемость друг друга.
Тарасов был старше, стал тренером даже для Боброва, который с этим не согласился. Противостояние продолжилось десятилетия – в том числе и в качестве тренеров. Кто выиграл – кто сможет оценить? Но в СС-1972 нашими тренерами были Бобров-Кулагин. Хотя невозможно не добавить, что Борис Павлович Кулагин до этого 8 лет был вторым тренером в ЦСКА при Тарасове.
ЧМ-1954 по хоккею с шайбой в Стокгольме (Швеция) 26 февраля - 07 марта 1954 г.
Это первый для нас и триумфальный был ЧМ! Мы победили – стали чемпионами! Почти как Цезарь говорил – пришли, чуть осмотрелись, и всех победили!
Но на этом нашем первом и великом Чемпионате мы всё же победили не всех. С хозяевами – Швецией – сыграли вничью 1:1…Но что это была за игра! На открытом катке в буран и в оттепель! Под коньками был не лёд, а просто каша! Впрочем, и шведы играли в тех же самых условиях. В общем – сыграли вничью, а последний матч у нас был с канадцами. Которых все боялись в Европе просто до дрожи в коленях!
Интересное дело с регламентом тех лет. Если бы мы проигрывали канадцам, те становились чемпионами мира, а вот за чемпионство в Европе тогда бы нам предстоял дополнительный матч со шведами. Надо тут сказать, что в нашу победу над Канадой никто, конечно же, в Швеции не верил. Там сразу стали печатать билеты и программки на переигровку Швеция – СССР.
Бобров и Тарасов - ещё раз
Вообще-то, Тарасов в 1954-м уже был старшим тренером сборной СССР по хоккею с шайбой. Ну, и кому бы кроме него везти команду на самый первый для неё Чемпионат? Но Бобров сказал – тогда езжайте без меня. Он с Тарасовым работать больше не собирался. Бобров поехал на тот чемпионат и был признан там лучшим нападающим. Тарасов тоже там был, но только в составе делегации. Тренера – Чернышёв и Егоров.
Решающий матч ЧМ-1954 – Канада-СССР
И вот именно здесь одна из главных легенд нашего хоккея. Как будто бы перед игрой с канадцами было некое совещание среди чиновников, и там Тарасов высказал мнение, что канадцев нам всё равно не победить, а значит, надо дать отдых основным игрокам, чтобы хотя бы победить Швецию в переигровке и стать Чемпионами Европы. Это можно, по-моему, толковать, как удержать синицу, не гонясь за журавлём.
Этот момент описан очень многими в литературе. Все участники того совещания, конечно же – молчат. Суровые были времена, пусть Сталин уже умер, но до 20-го съезда ещё были годы, да и после – болтливость не приветствовалась никогда в СССР!
У меня есть своя версия. Тарасов, как очень хороший прирождённый психолог, мог такое высказать, чтобы разозлить Боброва и других игроков. Ведь он почти со всеми из них играл, а других тренировал! Знал всех, как облупленных!
На следующий день наши разгромили Канаду (что там была за кэнеда – разберёмся ещё) со счётом 7:2. Как же это напоминает первую игру СС-1972, которую мы выиграли 7:3! Тогда в 1954-м Бобров забил всего одну, но мы и тогда (и всегда!) были сильны командой!
Вот так мы в первый раз стали Чемпионами!