О коэффициенте интеллекта заговорили в начале XX века. Уильям Штерн изучал особенности интеллекта в зависимости от возраста, оперировал понятиями «умственный возраст» и «хронологический возраст» и считал, что отношение этих двух явлений дает понятие об уровне интеллекта определенного человека.
Позднее были разработаны тесты, способные проверить разные способности:
- Умение обобщать
- Умение хорошо считать
- Пространственная ориентация
- Логическое мышление.
Относительность результатов тестов IQ
Тесты IQ (intelligence quotient) относительны, рассчитаны на определенный возраст человека. У ребенка может быть IQ выше, чем у взрослого, но это лишь означает, что этот ребенок соображает быстрее, чем его сверстники с более низкими баллами.
Проверено, что человек с высоким IQ (у разных тестов максимальный балл от 130 до 170) имеет больше способностей к обучению, быстрее усваивает материал. Тесты IQ многие используют при приеме на работу людей, не имеющих опыта. Оказалось, что это действительно влияет на будущую производительность труда, особенно в тех профессиях, где постоянно требуется обучение. Однако это влияние не настолько сильное — успех в любой деятельности зависит от множества факторов, от суммы особенностей личности.
Постоянно появляются новые тесты, но многие из них неэффективно оценивают возможности человека. Самыми достоверными считаются тесты (в убывающем порядке):
- Айзенка
- Векслера
- Равена
- Амтхауэра
- Кеттелла.
Единого стандарта на тесты IQ не существует.
Татьяна Владимировна Черниговская о результатах тестов IQ
Российский ученый с мировым именем, дважды доктор наук (биологических и филологических), специалист по теории сознания и нейролингвистике, Татьяна Владимировна часто обсуждает вопросы сознания, интеллекта в медиа и социальных сетях. В социальных сетях любят цитировать различные ответы Черниговской на вопросы интервьюеров, потому что это всегда остроумно, понятно и интересно. Татьяна Владимировна заставляет задуматься обычных людей, неспециалистов, над вопросами, на которые часто у профессионалов нет ответа. Это вызывает уважение и неподдельный интерес.
По поводу результатов тестов IQ Черниговская высказывается скептически, полагая, что они описывают лишь умение человека быстро считать. Сама она пыталась пройти тесты, когда только появилась русифицированная версия IQ, и получила не вдохновляющий результат. Разумеется, никому не придет в голову усомниться в ее интеллекте: заслуги ученого хорошо известны научному сообществу.
Татьяна Владимировна не отрицает полностью значение коэффициента интеллекта, однако подчеркивает, что на основании результатов тестов нельзя делать выводы об интеллекте человека в целом, только об одной из его сторон. Исследователям интеллекта человека предстоит еще много работы, IQ должен стать частью более масштабного подхода к изучению умственных способностей.
Черниговская выступает против форсирования развития ребенка, напоминая, что скорость развития зависит от генетических факторов.
«Программы, по которым развивается мозг, заданы генетически. Эйнштейн в пять лет едва говорил, читать не мог, его считали умственно неполноценным».
Однако мозг развивается лишь тогда, когда усваивает сложный материал либо решает сложные задачи. Главное, чтобы развитие было плавным и ненасильственным. Признанные гении — Моцарт, Пушкин — совершившие невероятный творческий прорыв, не всегда имели высокий коэффициент интеллекта, но это мало кого волнует.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Самые востребованные профессии в России в 2021 году
✅ Топ-5 сериалов для изучения английского
✅ Имя города как символ. Современный туристический брендинг: как создать имя на пустом месте?