Найти в Дзене
Mishootka Gamer

Повестка в играх: почему она их портит

Оглавление

В наше время «сильных и независимых» разработчиков уже практически не осталось

Симпатии не вызывает ни Элли, ни Эбби. В итоге и их конфликт особого интереса не представляет
Симпатии не вызывает ни Элли, ни Эбби. В итоге и их конфликт особого интереса не представляет

Повестка в играх, увы, уже стала настолько привычным делом, что, если ее нет, не на шутку удивляешься. И не притворяйтесь, что не понимаете, о какой именно повестке мы говорим. Все вы понимаете!

Но в этом материале мы не будем обсуждать, какие ценности правильные, а какие – неправильные. А поговорим о том, почему безграмотное «впихивание» этих ценностей в игры может погубить даже в целом неплохие проекты.

Потому что игры – это тоже произведения искусства. А любое произведение искусства погибает, когда идеология (любая) начинает доминировать над художественной ценностью.

ДИСКЛЕЙМЕР. Мы призываем геймеров с уважением относиться друг к другу. И не ставим себе целью кого-либо оскорбить этим материалом – кроме разработчиков, не способных или не желающих делать качественные игры, и предпочитающих идти «по пути наименьшего сопротивления». Наш девиз: «Игры должны быть хорошими для всех».

Не могу сопереживать. Что делать?

Почему столько ненависти вызвала вышедшая в конце 2020 года The Last of Us Part II? Потому что «слили» Джоэла, который превратился в какого-то полузлодея, достойного того, чтобы размозжить ему голову клюшкой для гольфа? Потому что практически все мужские персонажи в игре или гады или тюфяки, и все обречены на смерть? Даже не поэтому.

Для многих проблема оказалась в главных персонажах – Элли и Эбби. Элли уже не узнать – это уже не смелая девочка, выживающая в суровом постапокалиптическом мире. Это какая-то неприятная, озабоченная местью особа, которой попросту не хочется сопереживать. Эбби чуть более симпатичный персонаж, но ее мотивация тоже раскрыта очень слабо. Месть за отца? Но ее отца нам показывают всего в нескольких флешбэках, причем так нарочито, что привязанности он не вызывает.

ЗАТО. Огромный объем игрового времени нам показывают какая эта Эбби сильная и независимая. Какие слабые рядом с ней мужчины. Показывают взаимоотношения Элли с какой-то непонятной девушкой, которая тоже как персонаж особо не раскрыта. И дело не в том, что это ЛГБТ-отношения. А в том, что эти отношения тоже не раскрыты и малопонятны.

Кто-то скажет – мол, куда тебе понять, ты же гетеросексуальный мужик. Хорошо, возможно, спорить не буду. НО. В таком случае эта игра просто не для меня. Потому что меня не цепляют эти персонажи. Я совершенно не понимаю, почему я должен им сопереживать. Что остается? Играть в другие игры.

Вот только игр без такой «повесточки» выходит все меньше. И интегрирована она туда все более топорно и некачественно. Просто для галочки. И я убежден, что проигрывают от этого люди любой ориентации, потому что нельзя заменять и вытеснять художественные элементы ради чего бы то ни было.

Нередко разработчики становятся заложниками ожиданий "прогрессивного" сообщества. Поэтому в ближайшие годы ждите нашествие женских главных героев. И вряд ли это будут хорошо прописанные персонажи. Потому что важнее поставить правильные "галочки"
Нередко разработчики становятся заложниками ожиданий "прогрессивного" сообщества. Поэтому в ближайшие годы ждите нашествие женских главных героев. И вряд ли это будут хорошо прописанные персонажи. Потому что важнее поставить правильные "галочки"

Ведь такие «костыли» встречаются уже повсеместно – в последней Tomb Raider, в Mass Effect: Andromeda, тех же «Ассасинах». А в новых играх становятся must have элементом, который далеко не всегда реализуется на достаточно качественном уровне.

Нечто подобное произошло даже с Wolfenstein 2: New Colossus. Казалось бы, одна из самых брутальных игровых серий, и New Order был прекрасен в этой своей бескомпромиссной брутальности. Но в сиквеле перезапуска что-то пошло не так. Ок, пусть главой сопротивления будет сильная и независимая афроамериканка, никто не против. Но, стараясь наполнить игру «повесточкой» разработчики практически забыли о самом Бласковиче. Он вообще потерялся на этом фоне, превратился в какого-то тупого дуболома на службе умных и изобретательных женщин. И что-то в игре пошло не так. Скажем честно – в Young Blood уже даже не играли, да и третью часть не особо ждем. Потому что, увы, есть все основания полагать, что станет только хуже.

Вопрос реализации

При этом есть масса примеров, когда в играх тема однополых отношений и «сильных и независимых» женщин сделана умело и потому воспринимается совершенно нормально. В Divinity Original Sin, например, можно завести отношения со скелетом, но в общем художественном контексте игры это выглядит совершенно нормально и не вызывает отторжения. В Borderlands 3 геем сделали «девочку-бомбу» Тину, и там даже есть квест о ее мести «бывшей возлюбленной». И да, он тоже воспринимается совершенно нормально. Почему? Потому что «повестка» здесь органично вписана и в сеттинг, и в характер персонажа.

Есть много примеров удачного воплощения "сильных и независимых" женщин в играх. Поэтому, когда идеи феминизма "впихивают" просто для галочки, это сразу бросается в глаза и вызывает у геймеров раздражение
Есть много примеров удачного воплощения "сильных и независимых" женщин в играх. Поэтому, когда идеи феминизма "впихивают" просто для галочки, это сразу бросается в глаза и вызывает у геймеров раздражение

То же касается и темы «сильных женщин». Вспомним хотя бы чародеек из «Ведьмака». Йеннифер вообще помыкает Геральтом сплошь и рядом, но при этом вызывает симпатию – потому что это яркая личность, которой не нужны бицепсы как у Эбби, чтобы быть сильной. Да, и квест в третьем «витчере» про любовь охотника и сына помещика не вызывает никакого отторжения – потому что хорошо вплетен в мир игры. Впрочем, это все в прошлом. Теперь у нас CD Project RED 2.0, так что, видимо, в новых играх повестка уже будет доминировать над здравым смыслом. И некогда любимая многими польская компания станет «как все».

Вы делаете это без уважения

Щекастая Элой из еще не вышедшей Horizon: Forbidden West, толстый намек на ЛГБТ-составляющую в анонсированном шестом Far Cry – все это уже нас не удивляет. Как говорится, «садитесь – пять!». Вот только играть в эти игры не хочется.

И нет, не потому что Элой в трейлере щекастая – не такая уж она, кстати, и щекастая. И не из-за того, что нам претят ЛГБТ-ценности. А потому что когда вам, за ваши же деньги «втюхивают» какие-то идеи и установки, не имеющие ровно никакого отношения к игровому процессу, отвлекающие внимание игрока на то, что нужно кому-то другому, но только не вам – это неправильно. И такое попросту не хочется поощрять. Потому что это банальное неуважение к игрокам. Кто-то, наверное, скажет – не нравится, не играйте. Хорошо, не будем. Вот только игр без этой самой повестки выходит все меньше. И это еще один вид неуважения – к игрокам, которые поддерживали разработчиков в прошлом, покупая их игры. Теперь это все уже не важно. Играйте в то, что вам дают.

Это вопрос выбора. Хочешь играть – терпи насильственные интеграции «повестки» к месту и не к месту.

И в этом ключе особенно смешно видеть комментарии разработчиков в духе нарративного директора Far Сry 6 Навида Хавари, о том «команда бесстрашно рассказывает сюжет», раскрывающий проблематику ЛГБТ-сообщества и политической диктатуры. Ребята, все понимают, зачем и почему вы это делаете, не пытайтесь выдать «гибкость» за «смелость». Все нормально, все так делают.

Понимая, что при обсуждении такой темы будет много хейта, мы призываем вас, дорогие читатели, с уважением относиться к чужому мнению и не переходить на оскорбления. Только конструктивные комментарии. Спасибо за понимание